50-Й РОССИЙСКИЙ АНТИКВАРНЫЙ САЛОН

«Ожившая пьеса императрицы»

В пятницу, 25 ноября, в 19.00 в Малом дворце откроется выставка, посвященная эпохе Просвещения, готическому искусству и литературным увлечениям императрицы Екатерины II.

 ОЖИВШАЯ ПЬЕСА ИМПЕРАТРИЦЫ_01

Днем позже, в субботу 26 ноября в 15.00, куратор выставки Сергей Хачатуров прочитает лекцию «Готический вкус в архитектуре “Царицыно”» — о том, как стрельчатый образ дворцов усадьбы соотносится с детективами Артура Конан-Дойла и зачем Екатерина II заставила общаться старинные портреты фамильной галереи.

В субботу, 17 декабря, в 13.00 экскурсию по выставке проведут художники Евгения Буравлева и Егор Плотников, которые расскажут, как пьеса «в готическом вкусе» влияет на творческий процесс современного художника.

 ОЖИВШАЯ ПЬЕСА ИМПЕРАТРИЦЫ_07

Сюжетной основой выставки «Ожившая пьеса императрицы» стала малоизвестная пьеса «Чесменский дворец» — одно из многих произведений Екатерины II, которая осталась наброском. Написанная на французском языке предположительно в начале 1780-х годов пьеса впервые увидела свет в русском переводе в издании 1907 года. Сюжет «безделки» (так императрица называла свои литературные опыты), построен вокруг рассказа сторожа-ветерана, который во время обхода обнаруживает, что висящие в покоях Чесменского дворца портреты русских и западноевропейских правителей разных эпох — императриц Марии-Терезии, Екатерины I и Елизаветы Петровны, императоров Людовика XVI, Иосифа II, Петра I, древнерусских князей Александра Невского и Всеволода Большое Гнездо — по ночам переговариваются, обсуждают последние новости, остро пикируются друг с другом. О чем говорят портреты? Почему их разговоры интригуют современного зрителя?

Выставка «Ожившая пьеса императрицы» займет четыре зала. В первых двух можно увидеть экспонаты исторические и интерактивные (в том числе оригинальные издания пьес «Чесменский дворец» и «Начальное управление Олега», которые можно будет полистать на планшете). В остальных залах будет разыгран аудиовизуальный перформанс: художники Алексей Политов и Марина Белова создадут рельефные портреты государей, а Евгения Буравлева и Егор Плотников соорудят маленький театр-инсталляцию в готическом вкусе. Режиссер Юлия Овчинникова специально для выставки снимет фильм, а актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев исполнит в нем главную роль, прочитав текст пьесы Екатерины II.

 ОЖИВШАЯ ПЬЕСА ИМПЕРАТРИЦЫ_бюст Екатерины_01

«Выставка и аудиовизуальный перформанс позволят почувствовать обаяние старинных сюжетов. Оживят готическую пьесу императрицы современные художники. Само пространство перформанса даст возможность зрителю стать соучастником пьесы, понять, что некие психологические матрицы общения и оценки характеров и событий у нас схожи. Дискретность высказываний и их нелинейная последовательность в лентах социальных сетей необычно рифмуются с автономными репликами говорящих портретов в пьесе Екатерины II. Симпозиум героев аналогичен постам в фейсбуке. Этот инсценированный императрицей почти фейсбучный шум голосов позволяет преодолеть догматизм понимания исторического процесса и убедиться, что историю делали живые люди».
Сергей Хачатуров, куратор выставки, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественного искусства истфака МГУ

 

Выставка «Ожившая пьеса императрицы»
26 ноября 2016 — 19 марта 2017

 

Музей-заповедник «Царицыно», Малый дворец: Дольская, 1 м «Царицыно», «Орехово»