50-Й РОССИЙСКИЙ АНТИКВАРНЫЙ САЛОН

АДЕЛАИДА ПОЛОГОВА. “…И СЛЕД МОЙ СОХРАНИ”

Третьяковская галерея открывает выставку крупнейшего русского скульптора Аделаиды (Аллы) Германовны Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников — поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.

image (1)

Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — “скульптором №1”, по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену “суровому стилю” пришло искусство более  лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.

А.Г.Пологова являлась Действительным членом Российской академии художеств и лауреатом нескольких отечественных премий (Госпремии СССР за цикл композиций “Материнство” (1989), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000). С 1955 по 2006 год произведения Пологовой регулярно и с большим успехом выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин). За свою долгую жизнь она удостоилась лишь четырех персональных выставок. Две из них состоялись в Москве — в выставочном зале МОСХа на Кузнецком мосту, 11 (1988) и в залах Российской академии художеств на Пречистенке (1999), и еще две, небольшие, были организованы в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (зима 1993/1994) и в Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (1997).

image

Настоящий проект — первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека — с 1960-х до 2000-х годов.  Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.

Одна из вершин творчества Пологовой — портрет пианистки М.В.Юдиной (1967), с которой  ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.

image (4)

Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д.Д.Жилинского, “самую прекрасную скульптуру нашего времени” — композицию “Иди и след мой сохрани” (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).

Портретные образы, созданные скульптором, обладают яркой пластической выразительностью. Среди ее моделей преобладают люди творческого склада — “человек творящий”: пианистка Мария Юдина, скульптор Геннадий Ланкинен, художник-график Борис Кочейшвили, живописец Александр Богословский (младший), искусствовед Валентин Лебедев.

image (3)

Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве — использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям  архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.

Особый раздел выставки составляют работы из цикла “Материнство”. Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом — воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных “Колыбельных” 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.

В дальнейшем — в 1990-е и вплоть до самой смерти Аделаида Пологова не теряла достигнутой высоты. К  1990-м относится ее активное обращение к жанру  исторического портрета: “Серафим Саровский” (1990), “Н.В.Гоголь” (1993), “А.С.Пушкин” (1999, ММСИ).

Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике – древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых.  Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.

image (2)

Одно из последних произведений скульптора — парные фигуры “Короля” и “Королевы” (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов.  Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.

Выставка Пологовой продолжает серию экспозиций выдающихся авторов послевоенного времени — Таира Салахова и Гелия Коржева. Недавно в Галерее прошла выставка еще одного современника Пологовой — скульптора-новатора Алексея Сотникова. Благодаря этим проектам зритель может познакомиться с творчеством авторов 1950–1960-х, полное погружение в эту эпоху будет ждать его на выставке “Оттепель”, которая откроется в начале 2017 года.