КРАСОТА ВНЕ ВРЕМЕНИ
Старые мастера декоративно-прикладного искусства создавали роскошные предметы и изысканные интерьеры. Их наследие до сих пор пользуется большим успехом: от почитателей истории до коллекционеров и настоящих эстетов. Ведущие дизайнеры и архитекторы для читателей журнала DOM&podium делятся своими мыслями и декораторскими приемами – как уважая «прошлое», создавать «настоящее»
- Что нужно знать при работе с коллекцией антиквариата при создании интерьера?
- Важные нюансы и детали при работе с реставрацией «старой» мебели, а также особенности ее использования?
- Если у Вас стилистические приемы, позволяющие передать атмосферу и настроение конкретной эпохи (от барокко и ампира до бидермайера и французского модерна) с учетом современных реалий?
- Какие у Вас есть приемы и методы для поиска интересных и эксклюзивных вещей, любимые салоны антиквариата, блошиные рынки?
- Какой дизайн, интерьер, декор XXI века (от предмета до какого-нибудь изображения) на Ваш взгляд будет отражать нашу эпоху и станет желанным «антиквариатом» для поколений следующих столетий?
МОЙ НОВЫЙ ПРОЕКТ В MID-СENTURY MODERN — ЭТО КАК РАЗ СОЧЕТАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ДИЗАЙНЕРСКИХ ИДЕЙ, ЛАКОНИЧНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ, ЧТО САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ДОБАВЛЕНИЕ В ЭТОТ КОКТЕЙЛЬ ВИНТАЖНЫХ, СТАРИННЫХ ИЛИ ИСКУССТВЕННО СОСТАРЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ МЕБЕЛИ И ДЕКОРА
1. У каждой старинной вещи есть свое эмоциональное поле. Но показать себя в полном одиночестве она не сумеет, нужно создать хотя бы намек на привычную ей среду обитания. Иногда достаточно одного-двух дополнений, поменять ритм расстановки – и вещь почувствует себя органично.
2. Прежде чем заняться реставрацией, нужно понять, можно ли это вообще сделать?! Бывает вещь запущена до такой степени, что реставрации не подлежит. Способ реставрации может быть: частичным или полным. Перед началом реставрации мебель необходимо выдержать в помещении, где она будет реставрироваться, 3-4 дня. Если есть желание использовать предметы максимально по назначению, то реставрации стоит уделить особое внимание.
3. Конечно, есть! Начнем с цветов. Например, для советской эпохи типичные цвета: зеленый, коричневый, горчичный, а также оттенки красного и синего. Светло-зеленые или горчичные стены сразу создадут нужное настроение. Теперь, к цвету давайте добавим символы эпохи. У каждого времени они свои, для 60-х – это старинные радиоприемники, настольная лампа, часы на стене, в текстиле и обивке – использование геометрических узоров или цветочных мотивов тех времен.
4. Я АВИТолог со стажем! Для меня это охота за красотой и сокровищами! Мой главный совет по шопингу на «Авито» – пожалуйста, наберитесь терпения. Сначала вы будете долго искать нужную вещь, потом – пытаться дописаться и достучаться до продавца. Далее нужно постараться максимально сбить цену. Но поверьте, все усилия того стоят. Барахолки и рынки тоже посещаю, но чаще всего там перекупы.
6. Хороший вопрос. Сложно сейчас прогнозировать, что будет цениться в будущем, и сможем ли мы вообще оставить саму возможность жизни на Земле при современных тенденциях все уничтожать. Но, тем не менее, думаю, что при условии, что жизнь не прекратится, по-прежнему будут в цене произведения искусства, то, что сделано руками, талантом, оригинальным видением художника, скульптора, писателя. Всегда будет в цене красота, духовность, признаки времени и истории в предметах. Вряд ли будет цениться то, что сделано массовым тиражом, штамповкой, машинами. А вот ручная работа должна приобретать с каждым годом статус уникальности и неповторимости.
НА СВОИХ ОБЪЕКТАХ Я СЛЕДУЮ ПРИНЦИПУ «ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ» – ПРИНЦИП ПЛАНИРОВКИ, ГИПСОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ПАРКЕТ, ПОДОКОННИКИ, ДВЕРИ, ПОТОЛКИ – ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТРЕСТАВРИРОВАНО, ЛИБО ВОССОЗДАНО МАКСИМАЛЬНО БЛИЗКО К ИСТОРИЧЕСКОМУ ИСХОДНИКУ. А ВСЕ, ЧТО «МОЖНО ВЫНЕСТИ» – МЕБЕЛЬ, ДЕКОР, ИСКУССТВО – ДОПУСТИМО В СОВРЕМЕННОМ СТИЛЕ
1. По мебели нужно решить для себя – вы эту мебель приобретаете для жизни или для хранения в качестве экспоната коллекции. В первом случае обязательно проверяйте состояние мебели на прочность конструкции. Подойдет как антиквариат, так и винтаж. Во втором – пристального внимания заслуживает наличие документов, уникальность предмета и принадлежность его к своей эпохе. Основную ценность вещам придает провенанс – история происхождения и владения предметом антиквариата или художественным произведением. Если предмет находился в коллекции известной личности, участвовал в культовых выставках, «интригах» и пиар-событиях – стоимость его может в разы отличаться от аналогичного «тихого» экземпляра. Если говорить о художественных и культурных ценностях – живопись, графика, скульптура и др. – следует учитывать и возраст предмета и правила арт-рынка.
2. Главное – конструктив. Если прочность мебели нарушена, придется разбирать предмет и собирать заново. Технологии сборки антикварных предметов – особенное искусство, им владеют единицы из мастеров. Реставрация поверхностей и обивок зависит от сложности декора – если использованы элементы резьбы инкрустации, уникальных гобеленов и редких тканей, то реставрация будет сложной, иногда невозможной. В настоящее время ко всем предметам винтажа и некоторому антиквариату модно добавлять современные отделки, делать новое на основе старого.
3. Да. Можно применить прием «исторической достоверности», либо «дать в интерьер» только намеки на эпоху: колористическое решение + формы предметов, напоминающие соответствующую эпоху. В этом случае получится современный интерьер с историческим флером.
4. Поиск предметов антиквариата и винтажа – это всегда квест! В первую очередь, я пользуюсь «связями» – узнаю наличие нужных предметов у моих партнеров, затем у знакомых коллекционеров. Блошиные рынки отнимают очень много времени, за одним предметом туда точно не стоит ехать/лететь. Для поиска винтажа подойдут салоны антиквариата, иногда использую и Авито.
5. В первую очередь, это должен быть уникальный предмет/интерьер, отражающий свое время. Важна его долговечность. Уникальные интерьеры сохранятся только в зданиях-памятниках архитектуры, культурного наследия. Некоторые объекты предметного дизайна смогут стать желанным антиквариатом, если дизайнеру удастся изобрести и реализовать что-то новое, и главное, провести крупную пиар-компанию, которая зафиксирует этот предмет во множестве СМИ и головах потребителей. Это так называемые «предметы культа». В сфере современного искусства действуют многочисленные законы арт-рынка, они еще сложнее. Поэтому современные коллекционеры, которые мечтают купить дешево – продать дорого, оказываются в растерянности: станет ли предмет антиквариатом или нет? И мы узнаем об этом только через 50 лет!
МОЕ БЮРО РАЗРАБАТЫВАЕТ ПРОЕКТЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНТЕРЬЕРЫ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, МНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ АНТИКВАРНАЯ МЕБЕЛЬ НЕ ВЫГЛЯДЕЛА КАК НОВАЯ
1. С самого детства я искренне увлекаюсь историческим наследием и антиквариатом. В 11 классе я даже думала поступать в МГУ на факультет истории искусств, а потом открыть свою антикварную лавку. Но жизнь сложилась иначе и масштабнее: теперь я занимаюсь целыми историческими ансамблями и усадьбами. Мне, как профессионалу, который работает с антиквариатом в большом историческом масштабе, важно грамотно подбирать его в любой современный интерьервне зависимости от выбранного стиля. Необходимо понимать соразмерность пространства и связь времен, иначе неправильно выбранные или расставленные антикварные продукты могут оказаться безвкусицей. Такие вещи должны смотреться в интерьере как произведения искусства, становиться акцентами и одновременно не угнетать все, что их окружает.
2. Мое бюро специализируется на работе с объектами культурного наследия и разработке интерьеров для исторических ансамблей. Для меня важно, чтобы антикварная мебель не выглядела как новая. Я высоко ценю бережную реставрацию, которая сохраняет дух времени. Например, мебель с видимыми потертостями передает всю ее историю. Антиквариат зачастую бывает в неидеальном состоянии, но именно следы времени придают ему уникальную харизму. Это делает такие предметы яркими акцентами в интерьере.
3. Этот вопрос для меня непрост: я категорически не приемлю «игры в стили». Воссоздание исторической атмосферы в современных пространствах часто выглядит неестественно. Вместо этого я считаю, что нужно обращать внимание на исторические здания и объекты культурного наследия, которые нередко находятся в заброшенном состоянии. Именно в таких местах стилистические и художественные приемы могут органично передать связь времен. Мое бюро этим и занимается – объединяет современность с историческим наследием, создавая интерьеры, которые уважают прошлое и живут в настоящем.
4. Честно говоря, я люблю антикварные лавки и блошиные рынки Парижа, Рима и Милана. Когда я бываю в этих городах, всегда посещаю свои любимые места. Однако, как любой профессионал, конкретные локации оставляю в секрете. Кроме того, есть закрытые группы в мессенжерах, где тоже продаются интересные антикварные предметы. Иногда уникальные находки можно сделать даже на «Авито». Например, я купила для своего кабинета потрясающий комод XIX века именно там.
5. Пока я не нашла однозначного ответа на этот вопрос. Мне кажется, будущим антиквариатом станут крафтовые вещи, подобные тем, что создает Денис Милованов. Это предметы искусства, в которых используются сложные техники и которые отражают наш взгляд на мир. Работы художников и скульпторов, открывающие привычные образы с новой стороны, могут стать наследием нашей эпохи.
СТРЕМЯСЬ ПОКАЗАТЬ КЛИЕНТУ АБСОЛЮТНО НОВЫЙ ОПЫТ, KVADRAT ARCHITECTS СОЗДАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМУЮ СРЕДУ
1. Мы – архитекторы современного интерьера, но каждый наш проект – это мост между прошлым и будущим. Вневременной интерьер наделяет жизнь в нем бесконечными возможностями. Для нас антиквариат – это акцент, не функционал. Мы можем сделать так, что все маршруты и взгляды в пространстве будут устремлены к этому предмету. Нужно решить, где он должен находиться и, самое главное, определить его количество. Антиквариата не может быть в обилии, иначе это будет не созданный нами интерьер, а музей.
2. При реставрации важно сохранить оригинальность, дух вещи, детали. Ни в коем случае не вносить что-то новое от себя. Вплоть до того, чтобы состав краски был схож с оригинальной. Мебель должна освежиться, вылечиться от «болячек», но не выглядеть, как только что вышедшая из-под станка. Если вещь дорога сердцу, то ее функционалом лучше не пользоваться, а сохранить ее как музейный экспонат.
3. Мы не создаем декорации, как в театре, а передаем настроение, атмосферу. Важны не декоративные элементы, а масштабы, статус материалов, соотношение человека в пространстве. Не копируя форму, приемы, передаем пропорции, ощущения от прикосновения к поверхностям, способ обработки и применения материалов из нужной эпохи.
4. Целью использования антиквариата мы не задаемся. Это может быть одно из пожеланий клиентов. Как правило, у них уже есть своя коллекция, предметы искусства. Мы решаем, как расположить их, создать правильное освещение и верные пропорции: как они будут взаимодействовать с человеком и другими вещами. Например, работали над реализацией концептуального бара Temple, где в ДНК бренда заложена память прошлого. Отдыхая в Тбилиси, мы случайно нашли на блошином рынке «Сухой мост» медные и бронзовые рамы и подсвечники дореволюционного периода. Выбрали разных размеров, форм. Сейчас они находятся в баре, обживаются…
5. Если автор пропускает идею через себя, создавая вещь, она будет иметь ценность в будущем. И, безусловно, важен контекст. Интересна история фигур KAWS. Их создал уличный художник, а сейчас они стали супер желанными. Фигуры, стоящие в одинаковой позе, но выполненные в разных оттенках в зависимости от контекста: социального, политического… Одна форма – разный смысл. У KAWS есть все шансы стать чем-то легендарным, культовым.