50-Й РОССИЙСКИЙ АНТИКВАРНЫЙ САЛОН

NEW ELEMENTS

Необычная выставка в Новой Третьяковке предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер и представит 12 произведений художников из разных стран, которые покажут, как сократить разрыв между компьютерными данными и миром. Организатор проекта – Laboratoria Art&Science Foundation – первый в России некоммерческий исследовательский центр, целью которого является построение платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства, науки и технологий


NEW ELEMENTS
Ральф Беккер (Германия), Естественная история сетей / Softmachine, 2021
Ⓒ by Ralf Baecker

Выставка состоит из трех разделов – «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность» – и объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде, технологических системах или структурах нейронных сетей.


Все, что происходит в атмосфере, почве и воде, записывает свои следы бесчисленным количеством способов. Однако такие аутографические процессы не ограничиваются миром природы. Они скрываются и за неосязаемым миром цифровой информации, иногда проявляясь в виде глитчей (неполадок, помех) и сбоев, позволяющих нам заглянуть в материальные глубины цифрового мира. Они оставляют физические следы, по которым можно восстановить картину произошедшего.


Нейронные сети и другие сложные цифровые системы, в свою очередь, имеют сходство с природными явлениями в их непрозрачности и недоступности. Исследователи искусственного интеллекта, подобно натуралистам XVIII века, фиксируют и изучают поведение этих систем и сетей. Работа художников в этом направлении также влечет множество этических, социальных и политических вопросов: от глобального экологического кризиса, связанного с повышением температуры на всей планете, до потребления энергии блокчейн-технологиями.


«Естественная история сетей / SoftMachine»


Произведение Ральфа Беккера «Естественная история сетей / SoftMachine» — это электрохимический алгоритмический перформанс художника и машины.

NEW ELEMENTS
Ральф Беккер (Германия), Естественная история сетей / Softmachine, 2021
Ⓒ by Ralf Baecker

Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий металл, которым перформер манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение. Беккер апеллирует к забытому этапу истории вычислений — экспериментам Гордона Паска 1950-х годов с электрохимическими компьютерами, которые имитируют процесс обучения природных экосистем, а также обращается к современным исследованиям биомимикрии, программируемой материи и контролируемого жидкого металла. Перформанс объединяет машинное мышление и текучие, мягкие материалы, позволяя самоорганизующимся качествам проявиться через конкретных материальных посредников.


«Пещера»


Интерактивная аудиовизуальная инсталляция «Пещера» Терезы Шуберт — новая работа, созданная совместно с фондом Laboratoria Art&Science и «Лабораторией Касперского». В пространстве, наполненном перекрывающими друг друга изображениями 3D-сканов леса и компьютерных серверов, находится биореактор, с которым зрители могут взаимодействовать посредством света. Датчики считывают сигналы от живущих в биореакторе водорослей, которые реагируют на свет, и каждое движение трансформирует аудиовизуальный поток. Цифровое и природное сливается все больше и больше, а человек оставляет свой след в виде шумов и помех в системе.


Exo-ark


Илья Федотов-Федоров исследует отношения между человеком и природой, наукой и ритуалом. Центральный элемент инсталляции Exo-ark — слепок со шкуры лошади, который в результате неправильно проведенной таксидермии начал принимать исходную форму тела.

NEW ELEMENTS
Илья Федотов-Федоров (Россия), Exo-ark, 2019

Художник увеличил слепок до реальных размеров животного, сделав его памятником лошади и проявив возможности создания этой памяти без манипуляций над живым существом. Обращаясь к теме таксидермии и исследуя возможности 3D-сканирования в своем видео, художник прослеживает истончение грани между реальным животным и его цифровым присутствием.


Printed Matter(s)


В серии Printed Matter(s) Томас Сарасено собрал из воздуха Мумбаи мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрон и использовал их для создания изображений частиц космической пыли из каталога NASA.

NEW ELEMENTS

Томас Сарасено (Аргентина), Printed Matter(s), 2018. Вид экспозиции на выставке We do not all breathe the same air, neugerriemschneider, Берлин, 2021. Фотография: Studio Tomás Saraceno. Ⓒ Tomás Saraceno

Подобно проблеме загрязнения воздуха, проблема космической пыли касается каждого человека на нашей планете, но в совершенно разных временных масштабах. Отравляющее атмосферу вещество становится для художника средством общения с аудиторией, напоминая нам об агентности воздуха даже перед лицом его потенциального уничтожения.


Poem


Биохимическая инсталляция Poem Томаса Фойерштайна захватывает первобытный «первичный бульон» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки, и перегоняет его в пригодный для питья алкоголь.

NEW ELEMENTS
Томас Фойерштайн (Австрия), Poem, 2010

Отсылая к эксперименту 1950-х годов по воссозданию первых форм жизни, Фойерштайн показывает, что границы человеческого тела размыты и сливаются с окружающим пространством.


Западное крыло Новой Третьяковки. 9 ноября 2021 года — 27 февраля 2022 года


В связи с локдауном открытие выставки NEW ELEMENTS переносится на 17 ноября