АРХИТЕКТОР ВЛАДИМИР КУБАСОВ

БУДУЩЕЕ В ПРОШЛОМ

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представит на выставке АРХ Москва спецпроект, посвященный творчеству архитектора Ивана Александровича Фомина (1872-1936), который сложился как мастер неоклассического направления.


классика
Иллюстрация © Музей архитектуры им. А.В.Щусева

Очарованный классикой с ученических лет, он скрупулезно изучал произведения античности, ренессанса и классицизма. Неслучайно ведущая роль в его творчестве принадлежала ордерной теме, которая служила «мостом» между прошлым и будущим. Колонна как самая совершенная форма вертикальной опоры, часто становилась основным композиционным элементом в проектах Ивана Фомина. Именно она определяла масштаб, ритм и пластическую выразительность фасадов. Архитектор, в полной мере постигнув «тайны» и уроки старых мастеров, «пересоздал» классические мотивы и наполнил их новым идейно-художественным содержанием. Композиционная гибкость ордера позволила Фомину трактовать его каждый раз по-новому. За счет изменения пропорций, ритма, масштаба, пластики и рисунка деталей архитектор создал «образцовые», созвучные времени произведения и зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор ордера.


классика
Иллюстрация © Музей архитектуры им. А.В.Щусева

В 1920-е в период расцвета авангарда Иван Фомин пошел по пути реконструкции и упрощения ордера, разработав оригинальную творческую концепцию «пролетарской классики». В первые послереволюционные годы архитектор художественно «перекроил» классические формы и создал «сверхмонументальную» модификацию, т.н. стиль «красной дорики». В трактовке ордера наиболее ярко было выявлено героическое начало, аскетическая суровость и напряженная динамика ритма. В дальнейшем Фомин, учитывая достижения строительных конструкций и технологий, пошел по пути удешевления и стандартизации классики. Он оставил только «крепкий, мощный» архитектурный остов, отказавшись от «бутафории» и сложных элементов. Колонна, лишившись базы, капители, энтазиса, эволюционировала от классических прототипов до лаконичного цилиндра. Столбы, пилоны, сдвоенные или одинарные колонны часто выполняли не декоративную функцию, а принимали на себя нагрузку или служили частью стены. Таким образом, Иван Фомин предложил свое видение «советского стиля» Будущего, не выходя за рамки классического подхода Прошлого/


Получить бесплатное приглашение на выставку