ТРЕНДЫ SALONE DEL MOBILE

ИСКУССТВО В ЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Произведения искусства и арт-объекты перестали быть просто декором «оживляющим» стены и пространства. Сегодня это важнейшая составляющая дизайнерской концепции. Специально для читателей D&P известные архитекторы, дизайнеры и декораторы делятся своими секретами,  рассказывают, как работать с предметами искусства в интерьере и отвечают на вопросы редакции:


Дизайнер интерьера Badr Ghali, мебель CAFFE LATTE и COVET HOUSE

  1. Поделитесь своим «ноу-хау», как подбирать предметы искусства для проекта?
  2. Как часто заказчики предпочитают использовать объекты искусства в дизайне интерьера?
  3. Фреска, коллаж, графика, постер и картина. Как с ними работать при оформлении интерьера?
  4. Масштаб и расположение. Какие есть нюансы при работе с разным форматами, размерами картин и как выбрать «правильное» место для них?
  5. У заказчика сильная эмоциональная связь с конкретным предметом (картина, скульптура и т. д.) Но предмет никак не вписывается в интерьер и выбивается из общей стилистики проекта. Что делать?
  6. Когда, на ваш взгляд, предмет дизайна или декора становится предметом искусства?

Дизайнер Алиса Шабельникова, www.asdesign-studio.ru


  • 1. Развивайте насмотренность: посещайте галереи, выставки, просматривайте художественные и архитектурные журналы, подпишитесь на интересные страницы в соцсетях. Окружите себя искусством. В первую очередь ходите в те галереи, которые интересны вам самим. Познакомитесь с их владельцами и сотрудниками, постарайтесь получить право на посещение закрытых просмотров. Изучайте историю искусств и мировые имена, но также не забывайте про работы малоизвестных художников, это может привести к неожиданным и приятным результатам.
  • 2. Желание украсть свой дом – один из основных человеческих инстинктов. Для этого мы приобретаем художественные произведения которые нам нравятся, основываясь на личном опыте и насмотренности.
  • 3. Я, к примеру, дома коллекционирую старые обложки журнала «New Yorker», в рамах на стене они смотрятся просто прекрасно! Особенно горжусь выпуском 1950 года, с работой иллюстратора Гарретта Прайса. Другая моя страсть – винтажные скульптуры для стен C.Jere, это тандем двух мастеров по металлу, которые работали в США во второй половине 20 века. Если не видели их работы – обязательно посмотрите, они стилистически подойдут для любого интерьера.

  • 5. Cтена напротив вода в комнату самая важная, именно на нее мы смотрим в первую очередь. Там можно разместить картину, которая будет приглашать вас войти внутрь. А если напротив входа расположено окно-перед ним можно поставить напольную скульптуру. Обратите внимание на вид из окна, и подумайте, какое искусство в интерьере будет дополнять его по цвету или настроению? Идеальная ситуация когда интерьер и экстерьер визуально работают в связке. В детской комнате позвольте ребенку самому поучаствовать в процессе выбора произведений. Это научит его самовыражению. Во всех домах есть помещения, которые можно использовать как выставочные галереи. Это могут быть проходные коридоры, холлы или лестницы. Не забывайте о них, главное позаботиться о хорошей подсветке. Можно разместить технические споты на потолке и направить свет прямо на полотна.
  • 6. Провокационное искусство будет поднимать вам настроение, а семейные любительские фотографии вызывать ностальгию, пробуйте разные варианты. И не останавливайтесь на избитом стандарте: «картина в раме на стене». Это может быть текстильное панно, скульптура из дерева, гипса или металла, совместные рисунки с детьми и т.д.
  • 7. Смотрите на цвета произведений, ведь их можно использовать как готовое цветовое решение. В одном из проектов я так вдохновилась старинным альбомом по орнитологии «Птицы Америки» Джона Джеймса Одюбона, что построила цветовую карту всего интерьера на его гравюре «Рыжие цапли».



Художники-дизайнеры Наталья Панфиленкова и Александр Иванов
https://www.houzz.ru/pro/metropolis151


  • 1. В процессе наполнения интерьера важно гармонично подобрать предметы декора, чтобы законченный проект не выглядел как гостиничный номер. Здесь недостаточно учитывать стилистику объекта, нужно отталкиваться от личности заказчиков, стараться понять, что им близко, а что нет.
  • 2. Почти всегда, если работа над проектом выходит  за рамки сдачи пакета чертежей. Именно наполнение различными арт-объектами придает интерьеру индивидуальность.
  • 3. Фреска может стать ключевым элементом декора как конкретного помещения, так и «задать тон» всему объекту. Картины, наоборот, завершающий элемент, это – душа дома, отражение личности. Графические работы хорошо размещаются в небольших помещениях, как ванна  и кухня. Их можно повесить по несколько картин на одной стене, выстраивая композицию связанную общей темой, тоже относиться и к постерам.


  • 4. При выборе места нужно учитывать свет и точки обзора, картину должно быть хорошо видно. Чтобы соотнести картину с объемом помещения, ее можно выделить отделкой стен, или расширить при помощи широких составных рам, например, с использованием профиля Гуггенхайма. Также можно подобрать работы – компаньоны.


  • 5. Проблематично размещать агит-плакаты 20-х годов и пейзажы академической школы в одной плоскости, или выставлять коллекцию хохломы в интерьере Ар-деко,  но в остальном жестких правил и ограничений нет. При подборе работ важно учитывать стиль интерьера, можно вводить фактор преемственности, этим вы рассказываете историю объекта. Очень интересно может смотреться живопись в стиле экспрессионизма  с японскими  литографиями  рубежа XIX-XX веков.
  • 6. Вопрос  о том, какие предметы интерьера заказчики возьмут с собой в новый дом задается одним из первых, в самом начале работ, он важен для раскрытия вкусовых предпочтений и помогает правильно выстроить всю дальнейшую работу.


  • 7. Сразу! Любой предмет мебели или декора созданный мастером, как произведения Роберта Томпсона по прозвищу Маусман, или разработанные известными дизайнерами, исполненные в хорошем качестве является предметом декоративно-прикладного искусства. XX век породил статус культовых предметов. Предметов, отображающих дух и идеи своего времени, которые даже будучи выполненными серийно, как к примеру мебель по проектам Людвига Мис ван дер Роэ или Чарльза и Рея Имз, являются объектами желания многих и многих коллекционеров.


Дизайнер Екатерина Агеева. Бюро Archpoint, www.archpoint.ru


  • 1. В общественных пространствах задача предметов искусства – привлечь внимание, подчеркнуть концепцию, создать акцент, возможно, даже эпатировать. Когда мы говорим о частных интерьерах, то все-таки, это должны быть предметы, которые доставляют людям эстетическое удовольствие, радость, соответствуют их вкусам. В первую очередь, это искусство должно нравиться владельцам. 
  • 2. Сегодня уже постоянно, т.к. это стало очень популярно. Запрос на предметы искусства в интерьере большой, а вот вариативность того, что можно в нем разместить – не очень, потому что пока нет понимания, зачем тратить на это деньги. Вот такой парадокс. Пока не у всех заказчиков есть понимание, что на настоящие предметы искусства нужно потратить деньги. Тогда нам приходится создавать хенд-мейд предметы у себя в бюро. Но запрос есть, возможно, скоро и доля арт-фейков станет значительно меньше. 


  • 3. Для меня единственное приемлемое из перечисленного – это картина. Время фрески, на мой взгляд, прошло. Они красиво смотрятся в своих классических пространствах. Роспись на стенах и постеры я не люблю совсем. Особенно постеры, которые пришли к нам вместе с IKEA. Это точно не дизайн, а боязнь пустых стен. 
  • 4. Правило такое – любой предмет искусства должен быть виден. Место для размещения должно быть либо светлое, либо с подсветкой, не в углу и не за углом. Крупные предметы часто сами по себе являются центром композиции. 
  • 5. Тут поможет опыт и насмотренность. Это как с умением одеваться – все решает чувство меры и вкус. 


  • 6. Если это дорогой для человека предмет, то найти выход всегда можно. Попробовать поменять расположение, освещение, добавить в интерьер сочетающиеся элементы или цвета. 
  • 7. Это поможет оценить только время или специалисты/ Современное искусство – это, отчасти, субъективное понятие. Поэтому в данном случае, можно руководствоваться своим чутьем и вкусом. Еще один вариант – коммерческая стоимость предмета. Если, например, картина продается и покупается, то, наверное, она является предметом искусства.


Марьяна Сорокина, студия BALCON, www.balcon.studio


  • 1. В первую очередь стоит ориентироваться на отношения у заказчика с искусством. Если мы говорим о коллекционере, искусство, скорее всего, займет центральное место в интерьере и именно от него можно будет оттолкнуться. Если же заказчик относится к искусству, как к декоративному элементу, который делает дизайн полноценным, то лучше начинать с дизайна, а искусство выбирать на последнем этапе. Тогда лучше ориентироваться на цветовое решение пространств и знание законов сочетания цветов. Можно сыграть на контрасте, подчеркнуть или выделить какой-то цвет или предмет. Вид искусства тоже зависит от настроения проекта — графика, живопись или коллаж, а может быть даже дижитал-арт.


фото: Михаил Лоскутов
  • 2. В последнее время все больше заказчиков, которые сами озвучивают это желание. Некоторые заказчики обращаются в студию, уже имея коллекцию искусства.
  • 3. В целом границ не существует, но есть понятие гармонии. В любом случае, если вы проектируете жилое помещение, то действуют одни принципы, если коммерческое — другие. У любого интерьера есть общая единая история, которую он рассказывает, и все предметы, в том числе предметы искусства должны в нее гармонично вписываться. 


  • 4. Дизайнер и декоратор хорошо умеют работать с пропорциями. С помощью увеличения или уменьшения размера работ можно сказать что-то, подчеркнуть и так далее. То есть иногда не обязательно работы размещать симметрично, по всем правилам выравнивать, но это должно быть обосновано. Это своего рода высказывание.
  • 5. Это настоящее искусство и здесь лучше обратиться к специалисту. Заняться самому можно при наличии чувства стилей и понимания, как сочетаются разные фактуры. Некоторые из наших заказчиков сами собирают потрясающие коллекции из предметов коллекционного дизайна и искусства, а некоторые приходят к нам с нажитым багажом предметов искусства совершенно не способных ужиться между собой и тут придется от чего-то отказываться, иначе дом превратиться в хранилище объектов.

дизайнер Виктория Чимакадзе, фото Ник Руденко
  • 6. Если клиент настаивает и хочет видеть этот предмет, то дизайнер не вправе отказать, тут уже работа дизайнера найти способ вписать ее, в конце концов, мы делаем дизайн интерьера, чтобы люди жили там свою счастливую жизнь. 
  • 7. Как человек, который изучает историю искусств, могу сказать, что оно становится им тогда, когда его автор так решил.


Мэри Ладова, дизайнер, выпускница школы дизайна Geometrium School


  • 1. Я часто начинаю работу над дизайн-проектом именно с выбора предметов искусства. Например, есть картина, где преобладает синий цвет, далее по убыванию идут белый, серый и терракотовый. Я в тех же пропорциях распределяю эти цвета в отделке и декоре уже по квартире. И предмет искусства логично вписывается в сам интерьер и становится не дополнением, а его неотъемлемой частью. Если это барельеф или скульптура, ориентироваться нужно на форму, детали и также связывать их с предметами мебели, элементами сантехники, осветительными приборами. Например, арки на барельефе можно связать с аркой на фасаде шкафа или сделать дверной проем в виде арки.


дизайнер Ольга Дедюля

  • 2. В последние время у заказчиков наблюдается большой интерес к предметам искусства, которые они приобретают сами либо дизайнеры по их запросу. Особенно популярны оригиналы произведений именитых художников и скульпторов. В России на выставках современного и  интерьерного искусства выставляются молодые талантливые художники, чьи работы можно приобрести по очень демократичным ценам. Кстати, многие дизайнеры стали раскрывать свой творческий потенциал и дарить заказчикам арт-объекты, которые они лично создавали специально под проект.
  • 3. Их надо использовать аккуратно, не пресыщая интерьер, не утяжеляя его и не превращая в арт-объект, если, конечно, это не есть сама цель. Картины используем дозировано, не обязательно в каждой комнате и не с целью закрыть пустоту. Важно правильно определиться с цветовой гаммой и багетом для них, а также размером. Популярность фрески в современных интерьерах немного снизилась. Однако не обязательно использовать пейзажи или пытаться воссоздать у себя в проекте копию известного шедевра. Можно выполнить фреску в виде абстракции с использованием плавных форм, которые стали трендом последние несколько лет. Также важно не использовать фреску во всех помещениях и не перегружать ей все стены. Можно добиться интересного эффекта, если выполнить фреску не на всей площади стены, а миксуя с другими отделочными материалами на одной плоскости.


  • 4. Часто при взгляде на  интерьер понимаешь, что именно пропорция и расположение портит композицию. При выборе размера надо ориентироваться на габариты мебели, над которыми будет висеть картина или постер. Их ширина должна варьироваться в пределах 75-90% ширины предмета мебели. Что касается места размещения, например, картины или даже группы картин или постеров, можно выбрать стену над диваном, изголовьем кровати, вдоль лестницы, на полках, рабочем столе или консолях. Стена сбоку от кровати, дивана или обеденного стола также отличное место для картины. В последнее время часто использую этот прием.
  • 5. Сейчас очень популярно сочетать арт-объекты разных эпох и стилистик, однако тут тоже есть нюансы. Так выигрышно сочетаются два разных стиля в предметах искусства, в которых прослеживается единство форм и орнаментов. Не стоит забывать о сочетаемости цветов по цветовому кругу и гармоничности: важно не перегрузить помещение декором и не сочетать яркие и перенасыщенные по цвету предметы искусства друг с другом. Белые барельефы прекрасно сочетаются с коврами с  интересными, даже восточными орнаментами. Также выигрышно смотрится сочетания разных фактур: блестящее с матовым или мягкая фактура и твердая поверхность.


дизайнер Ольга Дедюля

  • 6. Тут надо вернуться к ответу на первый вопрос, где я выстраиваю сам интерьер вокруг предмета искусства. Это могут быть даже небольшие детали: сочетание цвета или оттенка, фактуры или текстуры. Также по возможности можно расположить любимый арт-объект в личной комнате клиента – кабинете или спальне.
  • 7. Думаю тогда, когда он способен вызывать у заказчика и дизайнера эмоциональную связь, вдохновение и ассоциации, а также когда этот предмет становится неделимым с интерьером. Ведь декор в интерьере можно поменять, а предмет искусства уже психологически не захочется менять на другой.