ЮВЕЛИРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН

ТОП-5 КОЛЛЕКЦИОННЫХ ПРЕДМЕТОВ ИНТЕРЬЕРА XIX ВЕКА

15 июля в Аукционном доме «Литфонд» прошли торги, на которые выставлены реликвии, связанные с императорской семьей и русской аристократией. Всего в каталоге аукциона представлено более 130 исторических предметов, книг, документов и фотографий. Организаторы аукциона для читателей журнала DOM&PODIUM рассказывают о 5 самых редких коллекционных предметах интерьера, принадлежавших русским царям и представителям аристократии


Ларец императора Александра III

Самый дорогой предмет аукциона – ларец, в 1883 году подаренный на коронацию императора Александра III Германской Империей в лице кайзера Вильгельма I. Он был изготовлен мюнхенскими мастерами из серебра, бронзы и позолоты с использованием эмали, горного хрусталя, кварца, яшмы, кожи и муара, и весит 21 килограмм. Стартовая цена уникального лота – 8 млн рублей. Ранее он выставлялся на нью-йоркском аукционе Parke-Bernet в 1969 году. По коллекционерской легенде ларец вывез из России Арманд Хаммер, один из немногих, кто получил практический неограниченный доступ ко многим уникальным предметам, принадлежавшим царской семье.

«Литфонд»

«Что происходило с этим раритетом в течение нескольких десятилетий и кто из коллекционеров выставил его в Нью-Йорке в 1969 году, мы не знаем. До 2013 года он не покидал пределов США. В октябре 2013 года, спустя 44 года, он снова появился на аукционной сцене в нью-йоркском отделении Sotheby’s: на торгах русского декоративно-прикладного искусства. Общие продажи этого аукциона составили более 4 миллионов долларов, а за ларец было заплачено вместе с комиссионными аукционного дома более 140 000 долларов. Он был приобретен очень известным российским коллекционером и с тех пор хранился в частном собрании в Москве», – рассказывает глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров.

«Литфонд»

Имя коллекционера не разглашается, но известно, что он решился расстаться с уникальным предметом в надежде, что его смогут приобрести в государственные хранилища, и более чем через 100 лет ларец, наконец, вернется на свое прежнее место.


Серебряный сервиз князя Голицына

«Литфонд»

Помимо реликвий императорской семьи, на аукцион выставлены раритеты, связанные с известными фамилиями русской аристократии. К ним относится серебряный чайно-кофейный сервиз в стиле русского рококо. Он бы изготовлен для князя Сергея Михайловича Голицына в знаменитых мастерских Губкина и Овчинникова в 1867-1887 годах. Всего в наборе 11 предметов общим весом 11 кг. Хранится сервиз в фамильном заказном дубовом дорожном коробе, подбитом бежевым бархатом и переложенным шелковой подушкой-прокладкой. На подносе – гравированный герб Голицына и проба мастерской Губкина с датой «1867». Еще на двух предметах – маркировка мастерской Овчинникова с датой «1887». Сервиз представляет коллекционную ценность музейного уровня и уже выставлялся на торги: 29 октября 2013 года в аукционном доме Sotheby’s (Нью-Йорк). Продажи на московском аукционе «Литфонда» начнутся от 3 млн 500 тыс. рублей.

«Литфонд»

Сергей Михайлович Голицын был единственным сыном богатого коллекционера произведений искусства, библиофила и дипломата князя Михаила Голицына (1804-1860) и княгини Марии Долгорукой (1822-1907). Он родился в Париже в 1843 году и в возрасте 17 лет унаследовал обширную коллекцию произведений искусства и поместье своего отца, в том числе библиотеку из более чем 20 тыс. томов. Следуя воле отца, он основал в Москве Музей Голицына, один из первых музеев западноевропейского искусства в России. Эрмитаж приобрел всю коллекцию Голицыных в 1886 году.


Коронационный кубок императора Николая I

«Литфонд»

Коронационный кубок императора Николая I предположительно был сделан в 1826 году. На бронзовом с посеребрением кубке воспроизведены медальные профили императора Николая I, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Александра Николаевича. На подставке кубка проставлено клеймо фирмы-изготовителя «I.Ф.К.».

«Литфонд»

В собрании Государственного исторического музея хранится точно такой же кубок, выполненный из чистого золота. Несомненно, предмет представляет историческую и коллекционную ценность музейного уровня. Его стартовая цена составляла 75 тыс. рублей, но уже заочно за кубок предлагают 95 тыс. рублей.


Хрустальный графин великой княгини Марии Александровны

«Литфонд»

Хрустальный графин был изготовлен на Императорском стеклянном заводе предположительно в 1874 году и принадлежал великой княгине Марии Александровне. На это указывает соответствующий вензель. Стартовая цена графина на аукционе – 38 тыс. рублей.

Великая княжна Мария Александровна (позже – герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская) – дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Княгиня родилась в Царском селе и была второй дочерью императора, приходясь сестрой императору Александру III и тётей императору Николаю II.


Столовое серебро с золочением и эмалью

«Литфонд»

Сервировочный набор, состоящий из 10 предметов, изготовлен в конце XIX-начале XX веков. Он создавался в разное время, разными мастерами, на разных фабриках. Так, ситечко для чая датируется ориентировочно 1900 годом, а щипцы для сахара – уже 1910 годом.

При этом на части предметов можно увидеть клейма знаменитых ювелирных фабрик. Например, солонка сделана в 1877 году московским ювелиром Андреем Михайловичем Постниковым, купцом, основателем фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий, поставщиком Двора Его Императорского Величества. Еще одна солонка изготовлена около 1890 года на московской ювелирной фабрике купца Николая Васильевича Немиров-Колодкина, также поставщика императорского двора.

«Литфонд»

Особого внимания достойны два стакана (Москва, 1894 год) и сахарница (Москва, около 1900 года). Их произвели на фабрике выдающегося московского эмальера Густава Густавовича Клингерта, потомственного ювелира из колонии немецких переселенцев. Его фабрика выпускала множество серебряныхи золотых изделий, но особо поражают утонченностью и безупречным исполнением именно эмалевые работы. На аукционе этот уникальный набор столового серебра рубежа XIX- XX веков оценили в 700 тыс. рублей.

Комментарии