“МУЛЬТИФОРМЫ: ОТКЛОНЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТРАНСТВОМ И ВРЕМЕНЕМ

РОН АРАД: НЕОБЫЧНОМУ – ДА!

РОН АРАД

Ron Arad и Big Heavy (1989) © Vitra Archive

Кресло из старого автомобильного сидения, мебель из инновационного углеволокна и сваренная вручную из стальных листов, предметы скульптурных форм для массового производства: работы Рона Арада выходят за рамки привычных представлений о дизайне. Выставка «Рон Арад: необычному – да!», которую 8 июня откроет Музей Дизайна Vitra, предлагает обзор многогранного творчества всемирно известного дизайнера.

 РОН АРАД

Ron Arad and Tom Vac Chair (1997) © Christian Coigny

В открытом музейном фондохранилище Vitra Schaudepot будет показан ряд ранних проектов Арада 1980-х годов, брутальная энергия которых принесла ему международную репутацию восходящей звезды. Также в экспозицию войдут недавние разработки, в которых экспериментальный подход автора раскрывается в серийных предметах: именно это сочетание делает Арада одним из наиболее впечатляющих дизайнеров нашего времени.

 

РОН АРАД

Metal Compactor Sticks and Stones (1987) © Archive Vitra Design Museum, photo: Roland Engerisser

Особым экспонатом выставки в Вайле-на-Рейне станет сконструированная Роном Арадом в 1987 году машина Sticks and Stones (англ. «называй, как хочешь»). Поглощая стулья и металлические предметы, чтобы затем извергнуть их спрессованными в кубики, агрегат осуществляет акт деконструкции, который выражает критический взгляд автора на потребительскую культуру и одновременно ставит под вопрос роль дизайнера.

После недавней реставрации машина будет запущена впервые с начала 1990-х годов. На протяжении всей выставки объект будет демонстрироваться перед зданием Vitra Schaudepot.

РОН АРАД

Ron Arad, Small Bookworm (1993) © Vitra Design Museum, photo: Jürgen HANS, objektfotograf.ch

Также на выставке в Vitra Schaudepot будет представлено кресло Арада Tinker Chair (1988), форма которого выбивается молотком из сваренной из стального листа заготовки. Предмет относится к знаменитому семейству Volumes (англ. «объемы») наряду с такими знаковыми произведениями, как Big Easy (1988) и Little Heavy (1989).

РОН АРАД

Ron Arad, Tinker Chair (1988) © Ron Arad Associates, photo: Howard Kingsnorth

Некоторые из этих объектов позднее были переработаны в других материалах для итальянской фабрики Moroso. Инсталляцию дополнят «хорошо закаленное кресло» Well Tempered Chair (1986), выполненное из согнутых стальных листов, а также книжная полка Bookworm (1993), которая является одним из наиболее известных произведений Арада. Изначально полка была изготовлена из закаленной стали, а затем выпущена коммерческим тиражом в варианте из ПВХ итальянским брендом Kartell.

РОН АРАД

Tom Vac Chair (1997) © Vitra Design Museum, photo: Jürgen HANS, objektfotograf.ch

Работы Арада не признают традиционно принятых границ между искусством, дизайном и архитектурой. Кроме того, дизайнер нередко переводит свои бунтарские разработки на язык серийного производства, делая их доступными для массового рынка.

РОН АРАД

Little Heavy (1989)

На примерах стульев FPE(1997) для Kartell и Tom Vac для Vitra (1997) выставка в Vitra Schaudepot раскрывает тесную взаимосвязь между успешными тиражными предметами промышленного производства и более ранними экспериментальными объектами дизайнера.

РОН АРАД

Concrete Stereo (1983)

Рон Арад родился в Тель-Авиве в 1951 году, учился в Академии искусств «Бецалель» в Иерусалиме и Школе Архитектурной Ассоциации в Лондоне. После окончания учебы в 1979 году некоторое время работал в лондонском архитектурном бюро.

РОН АРАД

Первый прототип Bad Tempered Chair (2002) © Ron Arad Associates

Однажды Арад вышел с работы на обед и больше не вернулся: это судьбоносное решение ознаменовало собой начало его карьеры как дизайнера, отмеченной неизбывным стремлением к свободе и неординарным решениям.

РОН АРАД

Ron Arad, Rover Chair (1981) © Vitra Design Museum, photo: Jürgen HANS, objektfotograf.ch

В 1981 году Арад смастерил свой первый объект дизайна, снабдив найденное на свалке сиденье автомобиля Rover 90 конструкцией из соединительных муфт. Напоминающее о реди-мейдах Марселя Дюшана кресло Rover заставило Арада сосредоточило внимание на области дизайна. В том же году он основал студию One Off (1981-1991) совместно с Каролин Торман и начал экспериментировать с такими материалами, как бетон и сталь. Многие работы этого периода, например, стереосистема из бетона Concrete Stereo (1983) и стол с основанием из стали Horns Table (1985), приобрели провокационный характер благодаря грубой и подчеркнуто весомой эстетике.

РОН АРАД

Ron Arad’s One Off Studio, Covent Garden London (1983-91) © Ron Arad Associates

В настоящее время лондонская студия Арада Ron Arad Associates активно работает в области предметного, мебельного и интерьерного дизайна, а также занимается архитектурным проектированием. Бюро принесли известность такие архитектурные проекты, как новый Музей Дизайна в Холоне (2006-2010) и интерьер отеля Watergate (2012-2016) в Вашингтоне, округ Колумбия.

РОН АРАД

Эскизы Tinker Chair (1988) и Big Easy (1996) © Archive Vitra Design Museum

В полной мере отражая склонность Арада к объемным формам, необработанным материалам и искривленным линиям, эти работы демонстрируют, что в сегодняшнем мире дизайна с его высокой степенью коммерциализации все еще есть место для творчества, плоды которого не укладываются в категорию ожидаемого и предсказуемого.

Комментарии