ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ИСТОРИЧЕСКИХ ВИТРАЖЕЙ
В год 150-летия Гранд Отель Европа, старейший отель класса «люкс» в России, представляет виртуальную выставку своих исторических витражей

Фотопроект открывает мир художественного стекла через объектив петербургского фотографа Александра Лебедева и увлекательный рассказ кандидата искусствоведения Татьяны Княжицкой.
Витражи – визитная карточка Санкт-Петербурга. Он занимает первое место по числу витражей среди других городов страны. Мастера начала ХХ века по-новому взглянули на витражное искусство, принципиально изменив его применение: витраж «вышел» за пределы окна и приобрел грандиозный масштаб. Прогресс в строительных технологиях привел к появлению металло-каркасных конструкций с остеклением, что стало новым словом в витражном искусстве по всему миру.
В Гранд Отеле Европа находятся двадцать семь стеклянных картин. Виртуальная выставка знакомит с тайнами некоторых из них.
Большой витраж ресторана «Европа»

В легендарном ресторане «Европа», открытом с 1905 года, можно увидеть один из самых больших и эффектных витражей города. Исследователи расходятся во мнениях, что именно на нем изображено. По одной версии — античный бог Аполлон мчится по небу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, далеко внизу проплывают по реке корабли под парусами. По другой версии, это — сюжет из скандинавской мифологии. Вечнозеленое древо жизни Иггдрасиль — вертикальная ось, организующая вселенское пространство — условно обозначено фигурным проемом в стене с витражом. Верхняя его часть изображает небесную обитель богов Асгард, а нижняя — земной мир Мидгард. Два мира соединяет радуга. Бог Хеймдалль — прекрасный юноша в повозке, проносится среди облаков и солнечного сияния. Днем и ночью он охраняет радужный мост от вторжения великанов и чудовищ.
Витражный потолок бального зала «Крыша»

Огненная люстра на бледном фоне потолка. В одном этом кадре — суть архитектурного процесса начала ХХ века: технологическое новаторство и современное прочтение традиций. Бальный зал «Крыша» появился в 1909 году: проект надстройки здания был подписан императором Николаем II и осуществлен зодчим Ф. И. Лидвалем.
В Санкт-Петербурге, имперской столице и самом европейском городе России, в это время сформировалась уникальная версия архитектурного стиля, отражающая петербургский вкус — строгий и утонченный одновременно— классицизирующий модерн.
Свет здесь проникает не из окон, он льется прямо с потолка, украшенного витражами: минимум орнаментальных узоров — максимум дневного света. К вечеру под угасающим сводом загорались золотом лампы искусственного света — пришел век электричества. Ф. И. Лидваль использовал традиционные хрустальные люстры с блестящими подвесками и новаторский свод из стекла и металла в одном пространстве. Так старое искусство сошлось с передовыми инженерными технологиями.
Витражные окна Лобби-бара

Витражи появились в этом пространстве в начале ХХ века, когда архитектор Ф. И. Лидваль в 1908-1914 гг. создавал новую отделку для парадных интерьеров Гранд Отеля Европа.
Ценители красоты «Серебряного века» русской культуры заметят, насколько разнообразны стекла этих витражей. Здесь есть не только однотонные желтые, голубые, красные, но и разноцветные, с уникальным колоритом: сине-зеленые как морская вода, золотистые со всеми оттенками радости, драматичные красно-лиловые. Они известны во всем мире как «стекла Тиффани». Изобретенные в 1870-х годах американцем Л. К. Тиффани и французом Дж. Ла Фаржем, они вдохнули новую жизнь в витражное искусство, и до сих пор определяют его развитие по всему миру. Отличие этих стекол от обычных одноцветных — в богатой палитре каждого фрагмента. Ни одна стеклянная деталь не повторяет другую, каждая уникальна, как объект живой природы.
Есть и другая изюминка в этих витражах: круглые вставки опалового стекла меняют цвет в зависимости от освещения. В отраженном свете они бледно-голубые, в проходящем — всех оттенков желто-оранжевого. Эту метаморфозу лучше всего наблюдать на рассветном солнце.
Витражи в Бильярдной комнате

Под этими витражами проходили встречи на самом высоком уровне: с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, президентом Франции Жаком Шираком, королем Норвегии Харальдом V, принцем Майклом Кентским и с другими политическими и общественными деятелями.
В устройстве помещения есть «хитрости», которые защищают его от постороннего вмешательства и, одновременно, эстетизируют. В зале нет источников естественного света, но есть — витражи, которые создают впечатление нарядных окон. Стиль модерн в архитектуре — это не только изысканный декор, но прежде всего — новаторство в строительных технологиях, новый образный язык, красота и мистификация. Растительные мотивы на витражах собраны в строгие геометрические узоры, они стилизованы на грани абстракции. Насыщенные, глубокие цвета стекол, их праздничная нарядность играют ведущую роль в декоративном убранстве зала.
Подробнее об этих и других художественных объектах Гранд Отеля Европа рассказывает виртуальная выставка на сайте отеля.