«В ПОИСКАХ ЧУДЕС: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ»

«РУССКИЙ БАЛЕТ. РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. ОКТАВА СУДЬБЫ»

Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку, посвященную русскому балету и мировому артисту балета Рудольфу Нурееву


РУДОЛЬФ НУРЕЕВ
«Нуреев. На репетиции». Юрий Фирсов, бронза.

На выставке имя артиста представлено в контексте Русской балетной школы и национальных традиций через изобразительное и декоративно-прикладное искусство, благодаря работам художников и скульпторов разных поколений – свидетелей эпохи и её поклонников. Это документальные материалы, живопись, графика, скульптура, театральные костюмы, фотографии, показ фильма о Рудольфе Нурееве, снятого специально для проекта, творческие встречи с участием деятелей культуры различных сфер искусства (деятелей театра, художников, искусствоведов).


РУДОЛЬФ НУРЕЕВ
«Полёт». Юрий Кафенгауз, холст, масло.

Выставка рассказывает о связи поколений, об отсутствии границ в искусстве, об интеграциях в творчестве, о беззаветном служению профессии и об удивительном чувстве – любви к русской культуре.


Безусловной и неотделимой частью своей жизни Рудольф Нуреев считал альма–матер – Вагановское училище (сейчас это Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) и Кировский театр (Мариинский театр оперы и балета). Именно здесь артист обрел себя и получил широкую известность. На мировой арене Рудольф представлял школу классического балета во всем блеске мастерства и на высоком художественном уровне. Он и сам много ставил номеров как хореограф и балетмейстер, но всегда выбирал направление русского балета.


РУДОЛЬФ НУРЕЕВ
«Нуреев — Звезда». Виктор Митрошин (автор памятника Майи Плисецкой в Москве), бронза, яшма.

Рудольф Нуреев смог сделать балет интересным и популярным искусством. Артист привнес в мужской танец технику балерин: встал на носки – почти как на пуанты, разработал все связки и сделал тело более гибким, легким и выразительным, динамику его движения отмечали и критики, и зрители. Нуреев считал, что каждое движение персонажа должно быть не просто техничным, а выражать мысли и чувства на сцене. Знаменитый балетмейстер оказал огромное влияние на развитие мирового танцевального искусства. Его творчество вдохновило многих хореографов и танцоров, которые до сих используют методики и приемы гения.


РУДОЛЬФ НУРЕЕВ
«Нуреев. На репетиции». Ирина Сергеева, дсп, авторская техника.

После таких крупных дат, как 350 лет Русскому балету, 285 лет Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и 250 лет Московской государственной академии хореографии, важно и отметить 145 лет со дня рождения великой Агриппины Яковлевны Вагановой (26 июня), благодаря которой русский балет сохранился, добился невероятных художественных высот, достиг мирового признания и уважения. И в этой связи имя Рудольфа Нуреева – яркая иллюстрация и доказательство необыкновенной школы Русского классического балета с её великими традициями.


В 2024 году исполняется – 35 лет с момента визита Рудольфа Нурева в СССР, когда он станцевал «Сильфиду» на сцене Кировского театра. Это выступление стало последним серьёзным балетным подвигом большого артиста – это был акт прощания со сценой, профессией, жизнью. Этому событию посвящена и фотовыставка в рамках проекта – большеформатные фотографии с негативов известного фотографа Агентства печати «Новости» и Кировского театра Валентина Барановского.


Всероссийский музей декоративного искусства, 5 июня – 14 июля 2024