ГИД ПО ФЕСТИВАЛЮ ИСТОРИЧЕСКИХ САДОВ
С 22 по 31 августа 2025 года в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет VIII Фестиваль исторических садов, посвященный теме «Сады и наука»

В этом году гостей ждут 18 уникальных садов-размышлений о том, как научные открытия вдохновляют ландшафтных дизайнеров, а природа становится лабораторией для экспериментов, и насыщенная программа мастер-классов, концертов и лекций. От садов, посвященных Леонардо да Винчи и Марии Кюри, до инсталляций и японского ниваки — каждый проект превращает научные идеи в живые, осязаемые пространства. А все активности гармонично подобраны в тему фестиваля.
Конкурсные сады: наука в ландшафтном искусстве
Сады, представленные на фестивале, будут различаться по размерам (100 м², 50 м² и 20 м²) и авторам: 11 из них создадут победители открытого конкурса среди ландшафтных дизайнеров, еще 7 — это спецпроекты от самого музея-заповедника и его партнеров. Рассказываем, что вас ждет в рамках конкурсной программы.

Сад «Да Винчи» (автор — Наталья Климова) — ода универсальному гению Леонардо да Винчи, чьи исследования природы и мира опередили время. Внутри композиции будет интересно отыскивать отсылки к самым известным работам великого мастера.
«Аллегория» (автор — Михаил Судаков) — сад-посвящение Екатерине II, не только положившей начало развитию нового направления ландшафтной науки и явившейся зачинательницей пейзажного стиля в России, но и ставшей родоначальницей пейзажного чуда, известного сегодня, как дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»..
«Исходный код» (автор — Оксана Черных) — сад, где растения становятся «алгоритмами» живой природы. Автор вдохновлялась языком программирования и создала своего рода «материнскую плату» взаимосвязи растений. А в основу идеи легли гипотезы канадского лесного эколога Сюзанны Симард об «общении» деревьев через разветвленную систему грибниц.
«(Не)видимое наследие Марии Кюри» (группа авторов) посвящен великой ученой, чьи открытия изменили мир, но чье имя часто ассоциируется лишь с радиацией. Проект раскрывает личность Кюри через растения, которые она любила, и метафоры ее научных трудов. Полупрозрачные структуры символизируют невидимые лучи радия, а контрастные зоны — борьбу между опасностью и пользой ее открытий.
«Башня» (ООО «Ла Планта») отражает этапы влияния науки на среду: от пустоши до изобилия. Здесь можно проследить, как инженерные решения (в том числе идеи Владимира Шухова) превращают бесплодные земли в цветущие пространства. Вода, растения и каменные элементы образуют динамичную композицию, где технологии служат природе.
«Зеленая нейробиология» (ландшафтное бюро «Виридис») — это сад-метафора человеческого мозга: извилистые дорожки повторяют нейронные связи, а растения подобраны по принципу взаимодействия сенсорных систем. Этот проект предлагает задуматься, как природа влияет на наше мышление и эмоции, и почему сады могут быть лучшими «терапевтами».
«Ивовый код» (автор — Екатерина Кутишкина) — напоминание о том, как древние рецепты народной медицины превратились в современные лекарства (именно свойства ивы и таволги из этого сада легли в основу аспирина). Прозрачная стена с формулой ацетилсалициловой кислоты и скамья в виде «блистера» соединяют историю медицины с актуальными научными достижениями.
«Сад Канта» (авторы — Елена и Валерия Коншу) воплощает некоторые идеи великого философа, который в прошлом году отметил 300-летие. Иммануил Кант предстает здесь через метафоры: боярышники его роста, туман как символ космогонической теории и фиолетовые оттенки — его любимый цвет размышлений. Сад приглашает прогуляться по «тропам мысли», которыми ходил сам гений.
«QR сад» (автор — Евгения Савкина) — ниточка между новейшими технологиями и природой. QR-коды здесь — не символ цифровизации, а проводники в мир растений. Они ведут к историям о целебных свойствах трав, предлагая не спешить, а погружаться в созерцание природы.
Сад «Кузнечик дорогой» (автор — Наталья Бурдина) вдохновлен стихотворением Ломоносова и его научными изысканиями. Вращающаяся мозаика с текстом, растения в духе «простоты и величия» и отсылки к химическим опытам ученого создают атмосферу XVIII века, когда наука и поэзия шли рука об руку.
«Эффект одуванчика» (автор — Любовь Усатова) рассказывает о том, как природа становится катализатором великих научных открытий: ведь разлетающиеся по ветру семена просто одуванчика вдохновили людей на исследования аэродинамики, а в итоге и на создание парашютов.
Спецпроекты: от биологии до инклюзии

В последние годы Фестиваль исторических садов не обходится без особых проектов, которые придумывает сам музей и его добрые друзья. В этом году таких спец-садов даже больше обычного. Государственный биологический музей им. Тимирязева подготовил концепт сада «Vita Structura». Это сад-клетка, где каждый элемент воплощает ту или иную ее часть — дорожки-цитоплазма, центральная композиция-ядро. Это наглядный урок биологии, превращенный в эстетическое переживание.
Проект «Москва глазами инженера» рассказывает реальную историю средствами флоры сада «Новое будущее». Эпоха модернизма будто оживает тут: и мы становимся свидетелями научных исканий и их столкновения с суровой действительностью. Видим, как исследователи искали наилучшее применение тополям в большом городе, а в итоге поймали практически волну хейта. В саду мы увидим кабинет ученого: карты его городских экспедиций и «булавки»-указатели создают атмосферу вдохновения тех лет, подлинного научного оптимизма XX века.
Музей «АТОМ», кажется, и не мог придумать иного проекта. Авторы композиции приглашают нас насладиться видом сада «Атом: невидимая гармония». В этом пространстве невидимые процессы ядерной физики и 80 лет постоянного развития атомной промышленности становятся видимыми через ландшафтные метафоры.
Инклюзивный сад фонда «Абсолют-Помощь» при участии и других НКО вот уже второй год подряд представит композицию, созданную людьми с особенностями развития. Этот проект доказывает, что наука и природа доступны каждому. И второй же год подряд на фестивале можно будет увидеть японский сад. В этом году он носит название SYMBIOSIS — и это современный японский сад, переосмысляющий тему фестиваля через гармонию природы и технологий. В саду сочетаются вертикальное озеленение, природные материалы и инновационные технологии, демонстрируя, что изучение природных закономерностей помогает развивать устойчивый дизайн будущего.

Также совместно с МНПЗ музей-заповедник придумал интересный социокультурный проект. Три команды ландшафтных дизайнеров вместе жителями города будут создавать модели идеальных городских палисадников, как для теневого, так и для солнечного участка, и впоследствии подобные палисадники могут появиться на улицах российских городов. Проект показывает, как, вдохновляясь природными формами и материалами, можно создавать экологичные решения без ущерба для окружающей среды.
И еще два спецпроекта уже полностью принадлежат музею — это Блуждающий сад и Тайный сад. В творческой лаборатории Тайный сад участники от 12 до 25 лет создали 10 скульптур в технике «вилатаж» из необычного и податливого материала вилатерм. Каждая работа передает личные переживания, воспоминания и мысли автора на тему садов и науки. А выставлены они будут как раз в рамках фестиваля. Что же до блуждающего сада, то он и впрямь будет блуждать. Кадки с растениями будут менять дислокацию в процессе фестиваля: первое перемещение 24 августа будет сопровождаться музыкальным театрализованным шествием, а после у Третьего Кавалерского корпуса в сени кочующего сада можно будет застать чаепитие с участниками выставки «Я иду искать! Современное искусство в традиционном музее». Этот сад — мостик между фестивальными и выставочными проектами «Царицына». К экспозиции будут отсылать и современные поговорки на кадках с растениями, и народные березовые мотивы.
Активности: музыка, мастер-классы и наука

Фестиваль исторических садов в этом году представит насыщенную музыкальную программу, объединяющую традиции разных культур. Концерты — от испанского фламенко до японских барабанов. Открытие состоится 22 августа выступлением Петра Главатских и ансамбля «Мийяби Тайко» — мощные ритмы традиционных ударных тайко и маримбы перенесут зрителей в атмосферу Японии. На следующий день, 23 августа, гитаристы Дмитрий Бородаев и Глеб Окунев вместе с танцовщицей Людмилой Пущиной представят «Сады Испании» — страстное фламенко и классические испанские мелодии. А 24 августа прозвучит «Цветочный концерт» в исполнении Веры Кононовой и Государственного Кремлевского оркестра — вальсы, романсы и оперные дуэты, вдохновленные красотой природы.
Завершающая неделя фестиваля будет не менее яркой. 29 августа брасс-ансамбль NewLife исполнит энергичные композиции в оригинальной медной аранжировке. 30 августа гости погрузятся в эстетику японского танца Нихон-буё — изящные движения, рассказывающие о женской судьбе, и возможность самим поучаствовать в традиционных ритмах. Финальный аккорд — 31 августа — принадлежит Московскому квартету «Брасс Пульс»: виртуозы медных духовых, включая легендарного Аркадия Шилклопера, представят камерную музыку от Баха до современных авторов, где каждый инструмент ведет свой выразительный диалог.
Также в программе фестиваля — мастер-шоу по ниваки: шесть ландшифтных дизайнеров будут создавать живые скульптуры из деревьев под чутким руководством гуру этого искусства Романа Голомолзина и Анна Кмитиной. Не пропустите и День комнатных растений: обмен цветами и лекции по домашнему садоводству. Для профессионалов запланирован научно-практический семинар «Дендропарк в городе», а любители природы смогут прогуляться по Бирюлевскому дендрарию с экскурсией от знатока заповедников столичного мегаполиса.

Фестиваль исторических садов в «Царицыне» — это диалог прошлого и будущего, науки и искусства. Здесь каждый найдет вдохновение, будь то любитель растений, ценитель ландшафтного дизайна или просто любопытный прохожий. Вход на фестиваль и концертную программу свободный, а на мастер-классы и экскурсии понадобится регистрация или билет.