БУФЕТ AURORE

МЕМФИС: 40 ЛЕТ МЕЖДУ КИТЧЕМ И ЭЛЕГАНТНОСТЬЮ

Группа “Мемфис” стала одним из самых необычных явлений в мире дизайна последних десятилетий. Движение возникло зимой 1980/81 года, когда группа молодых дизайнеров, стремящихся порвать с догмами функционализма и промышленного дизайна, сплотилась вокруг итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса. Первая коллекция группы, представленная в миланской галерее Arc’74 в сентябре 1981 года, стала международной сенсацией. Объекты Memphis с их броскими цветами и экстравагантными узорами словно сошли со страниц комиксов, породив совершенно новый стиль, в котором слились в гремучую смесь поп-культура, рекламная эстетика и постмодернизм


Этторе Соттсасс
Команда “Мемфис” позирует на кровати Masanori, Умеда Таварайа, 1981 © Masanori Umeda; Studio Azzurro

Выставка «Мемфис: 40 лет между китчем и элегантностью» в Галерее Музея Дизайна Vitra отмечает сороковую годовщину основания группы и представляет предметы мебели, светильники, аксессуары, рисунки, эскизы и фотографии, воссоздающие картину мира “Мемфис”. В экспозицию вошли работы таких известных участников группы, как Этторе Соттсасс, Микеле де Лукки, Мартин Бедан, Майкл Грейвс, Барбара Радиче, Питер Шир, Натали дю Паскье и Широ Курамата.Группа заявила свою цель как преодоление диктата функционализма, прославление банального и повседневного и отрицание табу хорошего вкуса. Философия дизайна Memphis также была вдохновлена зарождением информационного общества. Подобно телевидению и компьютерам, объекты группы должны были вступать в коммуникацию со зрителем и рассказывать свою уникальную историю. Прорыв произошел в 1982 году, когда гуру моды Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты в Монте-Карло последними новинками “Мемфис”. Название группы само по себе предполагало некий гламурный ореол: оно было вдохновлено песней Боба Дилана Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again, которая звучала на первом собрании группы зимой 1980/81 года.


Этторе Соттсасс
Sottsass Associati, интерьер выставки итальянского дизайна в Токио, 1984 © Marirosa Ballo; VG Bild-Kunst, Bonn 2021

Инициатива создания группы и многие ее идеи исходили от итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса. Он начал экспериментировать со скульптурными предметами мебели в 1960-х годах, применяя красочные пластиковые ламинаты в так называемых “тотемах”. Стул Seggiolina da Pranzo (ит. обеденный стул), который Сотсасс разработал для Studio Alchimia в 1978 году, также отделан ламинатом с рисунком, который впоследствии стал визитной карточкой “Мемфис”.


Этторе Соттсасс
Этторе Соттсасс, комод “Беверли”, 1981 © VG Bild-Kunst, Bonn 2021

Крупные объекты для хранения Сотсасса относятся к наиболее важным произведениям группы; на выставке представлен буфет Beverly, который был разработан в 1981 году. Объект сочетает разнородные элементы, такие как хромированная деталь из гнутой трубчатой стали, цветная лампочка и ламинаты с рисунками узорчатой фактуры дерева и змеиной кожи в роскошной композиции, которая балансирует на грани между китчем и элегантностью.



Еще одним культовым объектом Memphis является светильник Super, разработанный Мартин Бедан в 1981 году. Дуга из расположенных полукругом лампочек напоминает нечто хорошо знакомое, что можно встретить, например, на ярмарке или в американской закусочной. Установленный на колесики и снабженный электрическим кабелем, светильник выглядит как странный светящийся домашний питомец или детская игрушка. Многие предметы “Мемфис” характеризуются игровым подходом к смыслам и цитатами.


Этторе Соттсасс
Микеле де Лукки, Kristall, 1980/81 © Vitra Design Museum

Для ряда молодых дизайнеров Memphis стал платформой и трамплином для начала карьеры и достижения международного признания. Маттео Тун и Микеле де Лукки, например, продолжают активно практиковать промышленный дизайн на международном уровне. Рядом со столом Де Лукки Kristall (1981) на выставке представлен его стул First (1983), сферические объекты на подлокотниках которого окружают сидящего человека, как планеты. Стул Де Лукки Riviera (1981) предвосхищает пастельные тона, которые дизайнер использовал несколько лет спустя в серии экспериментальной бытовой техники для Philips. Этот факт дает понятие о скорости, с которой идеи Memphis вошли в повседневную эстетику и способствовали тому, что дизайн 1980-х годов стал ярче и игривей.


Этторе Соттсасс
Рисунок Натали дю Паскье, 1982 © Nathalie du Pasquier

Еще один ведущий дизайнер “Мемфис” Натали Дю Паскье развивала идеи группы в изысканных узорах текстиля и дизайне интерьера. На выставке представлены ее рисунки вместе с эскизами Майкла Грейвса, американского архитектора, тесно связанного с группой.


Этторе Соттсасс
Питер Шир, кресло Bel-Air, 1982 © Peter Shire; Vitra Design Museum, Jürgen Hans

В 1987 году свободная группа дизайнеров-единомышленников внезапно распалась. Некоторые из ее членов создали лишь несколько отдельных объектов, однако, несмотря на недолгое существование группы “Мемфис”, ее история и влияние легендарны.



Выставка в Галерее Музея Дизайна Vitra отдает дань уважения краткой, но насыщенной эпохе группы, энергия и творческий импульс которой не утратили своей притягательности и по сей день. Говоря словами Барбары Радиче, “группа Memphis началась с идеи изменить облик международного дизайна и выбрала для этого наиболее эффективный, прямой и авантюрный путь”.