ВЕЧЕР ПАМЯТИ УШЕДШИХ МУЗЫКАНТОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

Третьяковская галерея открывает крупнейший проект сезона — выставку выдающегося живописца Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). В истории русского искусства он представляет особый тип художника — путешественника, репортера, первооткрывателя. Верещагин был боевым офицером, литератором и философом, значительно более мощной и страстной личностью, чем любой из его современников-живописцев. Исследователь-этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства

ВЕРЕЩАГИН

В. Верещагин, Апофеоз войны. 1871. Холст, масло. ГТГ

Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было то, что он кардинально реформировал батальный жанр, до того воплощавший идеи «казенного патриотизма». Художник не только поместил в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, но с помощью художественных средств заставил зрителя воспринимать и оценивать изображаемое с точки зрения «простого» участника события.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

Афганец. 1867-1868 Этюд. (Холст, масло. ГТГ)

Цель выставки — обновить взгляд публики на творчество художника, открыть «другого» Верещагина, показать разносторонний дар и пылкий характер воина и пацифиста, возмутителя спокойствия, нередко находившегося в оппозиции к власти, неуемного исследователя и путешественника, жившего и работавшего на пределе возможностей. Одна из важных теоретических проблем, которую рассматривает выставка, — расширение границ реализма на примере творчества мастера.

Василий Верещагин как никакой другой русский художник еще при жизни имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в городах Европы и Америки, лишь треть из них — в России. Из отечественных художников этого времени его известность можно сравнить, пожалуй, лишь с известностью Ивана Айвазовского, так же имевшего десятки выставок. Но если Айвазовский был любимцем публики и власть имущих, то Верещагин, искусство которого ранило и обличало, зачастую вызывал резкое отторжение у правящей элиты. Многие его картины были запрещены цензурой.

ВЕРЕЩАГИН

В. Верещагин, Моти Масджид (“Жемчужная мечеть”) в Агре. 1874-1876. Этюд. Холст, масло. ГТГ

Проблематика творчества Верещагина, просветительская и гуманистическая направленность его работ имеют глубокую связь с главными тенденциями отечественного искусства второй половины XIX века — размышлениями о жизни и смерти, о судьбе «маленького» человека, с восприятием чужой боли как своей. Вместе с тем Верещагин был «человеком мира». Его импульсивная натура не признавала кабинетного покоя – он постоянно стремился к дальним и опасным путешествиям, во время которых получал заряд свежих впечатлений для новых творческих замыслов.

Будучи по природе крайне независимым, и скорее одиночкой, он формально не примыкал к передвижникам, но характером работ и деятельностью был близок целям и задачам Товарищества. Организуя свои выставки во многих странах Европы и Америки, он «проводил идею передвижных выставок… во всемирном масштабе» (М.М. Алленов). Каждый период биографии мастера ознаменован художественными прорывами. Тема «прорыва», опережавшего время либо прокладывавшего новый путь в искусстве, очень важна для творчества Верещагина.

ВЕРЕЩАГИН

В. Верещагин, Побежденные. Панихида. 1878-1879. Холст, масло. ГТГ

Последняя выставка художника в Третьяковской галерее состоялась в 1992 году и была приурочена к 150-летию со дня его рождения. На ней были представлены в основном произведения из собрания Третьяковской галереи. В музее хранится около 140 живописных и более 400 графических работ Верещагина, приобретенных основателем Галереи Павлом Михайловичем Третьяковым. Этот обширный материал позволяет провести монографическую выставку, основываясь на фондах Галереи. Привлечение экспонатов из других собраний расширяет фокус зрения на творчество Верещагина.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874–1876 (Холст, масло. ГТГ)

Экспозиция строится в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867–­1874), Индийская (1874–1880-е), Балканская (1877–1881), Палестинская (1883–1885), Русская (1888–1894), Японская (1903–1904). Цикл «Трилогия казней» (1884–1887) представлен двумя полотнами, долгие годы не выставлявшимися в России. Один из разделов экспозиции – серия «1812 год» (1887–1900), в которой художник впервые обратился к истории, а не к современным военным событиям, избрав метод исторической реконструкции. Следуя принципу экспонирования произведений сериями, кураторы учитывали стремление самого художника сохранить целостность каждого цикла и нераздельность показа серий на выставках.