CARCLICK

РАЛЛИ 1894 – 2016

В 1894 году состоялась первое неофициальное ралли между Парижем и Руаном. Триумфаторами гонки стали экипажи автомобилей PEUGEOT и Panhard. Спустя 120 лет изменилось многое:

– выросла средняя скорость с 17 км/ч до более 140 км/ч;

– максимальная скорость возросла с 20 км/ч до более 200 км/ч;

– максимальные расстояния увеличились от 1 178 километров до десятков тысяч километров в рамках одного марафона;

2008_Peugeot_207_S2000_004_0708

 

Отличительной чертой ралли по сравнению с Формулой 1 является возможность проведения заездов по дорогам общего пользования. В ходе марафона экипажам помимо городских участков приходится преодолевать: ледяные трассы, песчаные дюны,  горные серпантины,  грунтовые дороги. Более того, болид Формулы 1 всегда создается «с нуля», а раллийные модели базируются на серийных автомобилях.

2008_Peugeot_207_S2000_004_0708

«Ралли – естественный полигон для тестирования агрегатов на прочность. В ходе испытаний многие технологии «доводятся до ума». В целом мир автоспорта дарит нам с каждым годом все более быстрые, легкие и безопасные автомобили. Многие технологии, изначально созданные для гоночных болидов, затем применяются на гражданских моделях» – прокомментировал Алексей Ковальчук,  мастер спорта, чемпион России 2004 года, неоднократный призер этапов Кубка России по ралли и основатель компании КМС.

Rally Gorny Len 2015

Так какие же технологии из мира автогонок перекочевали в гражданские автомобили?

Автомобильная светотехника. В рамках ралли часто встречаются ночные спецучастки, поэтому  пилотам требовалось освещать дорогу в темное время суток. Поначалу свет от керосиновых ламп позволял экипажам преодолевать дальние расстояния со средней скоростью 17 км/ч. Но рост мощности моторов и возросшие динамические возможности требовали новых технологий. Таким образом, начиная с 1899 года, когда появилась первая лампа накаливания, запатентованная французской фирмой Bassee & Michel, светотехника шагнула от галогенного освещения до светодиодной оптики. На сегодняшний день модели PEUGEOT 308, 508 комплектуются блок-фарами со светодиодами.

Collage 4

Легкий и прочный кузов. Малообъемные мощные турбированные моторы. Современные раллийные болиды значительно «похудели» по сравнению с предшественниками. Использование алюминиевых и других высокопрочных сплавов позволило получить более динамичные и легкие гоночные автомобили. Отдельно стоит отметить, что инновационные технологии позволили усовершенствовать каркас безопасности, как для раллийных болидов, так и для гражданских автомобилей. Также на смену тяжелым атмосферным моторам пришли турбированные двигатели. В 1985 году легендарная PEUGEOT 205 T16, оснащенная 1,8-литровым турбомотором мощностью 320 л. одержала несколько побед на раллийных трассах. Современные модели PEUGEOT оснащаются турбированными двигателями, а благодаря инновационным высокопрочным сплавам становятся легче и экономичнее предшественников.

Collage 1

Рулевое управление. Раллийные автомеханики на протяжении многих лет работали над уменьшением количества оборотов рулевого колеса. Чем меньше усилий при повороте руля, тем легче управлять автомобилем.

Collage 5

Протектированный бензобак. Топливные баки раллийных болидов часто  деформировались в ходе состязаний. Поэтому инженеры приложили максимум усилий, чтобы сделать их максимально приспособленными к ударам и повреждениям. Сейчас в гражданские автомобили устанавливаются стальные, пластиковые и карбоновые бензобаки. В целом стоит отметить, что сама идея протектированных топливных резервуаров пришла из авиации и военной техники.

Collage 2

Актуатор. Это устройство помогает без применения дополнительной физической силы осуществлять работу узла (например, в роботизированной коробке). В раллийных болидах актуатор помогает пилоту быстро переключать передачи. В серийных автомобилях PEUGEOT актуатор используется во многих моделях.   

Кованые колесные диски. В отличие от литых колес кованые диски отличаются меньшим весом, высокой прочностью и надежностью.  В большей степени данный тип дисков применятся в качестве элементов тюнинга на гражданских автомобилях.

Collage 6

Защита поддона картера. Для защиты агрегатов раллийные инженеры начали устанавливать алюминиевую и композитную защиту картера. Если для ралли толщина металла варьировалась в пределах 1 см, то для гражданских автомобилей достаточно 3-5 мм. Сейчас на автомобили большой выбор защит картера, и сделаны они из пластика, стали и карбона.

кованныедиски

Активная трансмиссия и адаптивная подвеска. Основным требованием к трансмиссии и подвеске болида является возможность адаптации к окружающим условиям. В ходе прохождения марафона режим движения и ландшафт постоянно изменяется. Спустя годы участия в ралли концерн PSA постепенно внедряет эти технологии в гражданские автомобили. Ярким примером являются режим движения – Winter, который водители могут выбирать в зависимости от погодных условий. Новая автоматизированная 6-ступенчатая коробка передач Peugeot подстраивается под стиль вождения владельца. Активируя режим Sport, трансмиссия осуществляет мгновенное переключение передач, помогает тормозить двигателем и удерживать передачу до отсечки. Также из ралли пришла адаптивная подвеска, которая изменяет жесткость в зависимости от типа дорожного покрытия.

Collage 7

Гидробуфер сжатия. Это дополнительная система демпфирования в амортизаторе, позволяющая обеспечить достаточную амортизацию в конце хода сжатия и сохранить подвеску от механических повреждений при сильном ударе. Одна из таких систем сейчас применяется в гражданских моделях PEUGEOT, в частности на 308GTI.

Collage 8

Дифференциал повышенного трения. Для раллийных болидов передача крутящего момента между колесами играет важнейшую роль при прохождении препятствий. Для гражданских автомобилей чаще всего используется упрощенный ДПТ, который придает нотки спортивности и помогает эффективно распределять крутящий момент между колесами. Кроссовер PEUGEOT 4008 оснащается полноприводной трансмиссией с возможностью блокировки межосевого дифференциала.

Collage 9