DS 3 CROSSBACK

MASERATI ПРАЗДНУЕТ 60-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ «ELDORADO»

29 июня 1958 года первый в Европе одноместный гоночный автомобиль со спонсорской поддержкой принял участие в гонке на автодроме в Монце со Стирлингом Моссом за рулем

 Maserati «Eldorado»

Некоторые автомобили вошли в историю благодаря своим легендарным победам, внедренным на них инновациям или гонщикам, которые привели их к славе. Другие стали культовыми символами уникального события, поворотного момента в истории, социального феномена или факта, значение которого вышло за пределы гоночной трассы и определило дух целой эпохи.  Maserati «Eldorado»

Одним из таких автомобилей стал Maserati «Eldorado» («Эльдорадо»), который прославился в 1958 году как первый в Европе одноместный гоночный автомобиль, получивший спонсорскую поддержку бренда, не связанного с миром автоспорта. Этим брендом стал Eldorado, производитель мороженого. Это был первый пример спонсорства в его современном виде: автомобиль был окрашен в цвета компании-партнера вместо традиционного цвета, предписанного каждой стране Международной федерацией автоспорта. На тот момент это была подлинная революция, оказавшая огромное влияние на будущее автоспорта, который после этого открыл свои двери перед новыми источникам финансовой поддержки.

Компания Maserati получила заказ на производство автомобиля от Джино Занетти (Gino Zanetti), владельца компании-производителя мороженого Eldorado. Стремясь к продвижению своего бренда на международном уровне, Занетти обратился к марке с трезубцем для создания одноместного гоночного автомобиля для участия в Trofeo dei due Mondi («Гонка двух миров») в Монце: Автомобильный Клуб Италии организовал эту 500-мильную гонку на трассе, вдохновленной гонкой Indianapolis 500 («500 миль Индианаполиса»), пригласив американских гонщиков наряду с лучшими из лучших среди европейцев.

Автомобиль Maserati 420/M/58, шасси номер 4203, получил окраску кремового цвета вместо итальянского гоночного красного. Название Eldorado было написано крупными черными буквами на боковинах автомобиля, а два дополнительных логотипа меньшего размера были размещены на носу автомобиля и под маленьким дефлектором, выполнявшим роль ветрового стекла.

 Maserati «Eldorado»

Логотип с лицом улыбающегося ковбоя был размещен по центру носового обтекателя и на боках заднего «плавника». Под двумя надписями Eldorado на боковинах автомобиля «гоночным» ярко-красным цветом было выведено «Italia», что обозначало национальную принадлежность как спонсора, так и производителя гоночного автомобиля. Вытянутый кузов «Eldorado» также нес на себе имя гонщика, который был выбран управлять автомобилем в «Монцанаполисе»: это был Стирлинг Мосс, один из величайших гонщиков в истории автоспорта и бывший пилот Maserati.

В предыдущем 1957 году компания из Модены выиграла чемпионат мира в классе Формула-1 с Хуаном-Мануэлем Фанхио, после чего решила уйти из автоспортивных соревнований и выпускать гоночные автомобили только на заказ для частных клиентов, также обеспечивая им поддержку. Это было идеальное положение вещей, к которому и стремился Занетти, и именно поэтому итальянский предприниматель обратился к Maserati.

 Maserati «Eldorado»

За несколько месяцев инженер Джулио Альфьери (Giulio Alfieri) создал «Eldorado». Двигатель, построенный на основе V8 с двумя распределительными валами от модели 450S, получил уменьшенный до 4190 куб. см рабочий объем и развивал 410 л.с. при 8000 об/мин; при этом двигатель и трансмиссия были смещены влево относительно центральной оси на девять сантиметров. Целью данного решения было более сбалансированное распределение веса, учитывающее движение против часовой стрелки в поворотах трассы в Монце с выраженным боковым уклоном.

 Maserati «Eldorado»

Трансмиссия имела всего две передачи, а задний мост типа «Де Дион» не был оборудован дифференциалом. Шасси из трубчатого каркаса было построено на основе чрезвычайно успешной модели 250F, но получилось более массивным по сравнению с оригиналом – одной из причин этого стали дополнительные усиливающие элементы, установленные для того, чтобы автомобиль выдерживал механические нагрузки бетонной трассы в Монце.  Maserati «Eldorado»

Для снижения веса были использованы колесные диски Halibrand из магниевого сплава и 18-дюймовые шины Firestone с армированным протектором, накачанные гелием. Благодаря этим мерам вес автомобиля составил 758 кг. Алюминиевый кузов был изготовлен вручную компанией Fantuzzi и выделялся аэродинамическим вертикальным «плавником» позади кокпита и воздухозаборником карбюратора спереди.

29 июня 1958 года на трассе в Монце прошла гонка, состоявшая из трех заездов для определения результатов по суммарному количеству набранных очков. Такая стратегия была призвана привлечь европейских автопроизводителей к участию со своими собственными автомобилями, которые изначально не были рассчитаны на столь продолжительные и изнурительные для техники гонки. В первом заезде Мосс финиширован четвертым. Во втором он пересек финишную линию пятым. Однако, в финальном заезде на автомобиле вышло из строя рулевое управление, и он врезался в отбойник, лишив английского гонщика надежды занять третье место в итоговом зачете.

Тем не менее, с учетом результатов трех заездов и общего количества пройденных кругов, Мосс в итоге занял седьмое место. Он не получил ни единой царапины, а сам автомобиль «Eldorado» получил несущественные повреждения, что подтвердило ценность его прочной конструкции.

 Maserati «Eldorado»

Несмотря на успех гонки, которая привлекла множество зрителей и была отмечена увлекательным соперничеством, «500 миль Монцы» не стали регулярным соревнованием в гоночном календаре. Основываясь на уроках, извлеченных из участия в гонке, кузовное ателье Gentilini усовершенствовало «Eldorado», убрав задний «плавник» и уменьшив воздухозаборник, после чего автомобиль был выставлен для участия в гонке Indianapolis 500 в 1959 году. На этот раз автомобиль был выкрашен в красный цвет – цвет Италии в автоспортивных соревнованиях, но по-прежнему нес на себе имя спонсора Eldorado, выполненное белыми буквами на боковинах, а также логотипы с ковбоем в белом круге на носовой и хвостовой частях.

Нехватка опыта у гонщика-любителя Ральфа Лигури не позволила автомобилю пройти квалификацию, где он показал 36-й результат, в то время как на старт были допущены только 33 лучших участника. С профессиональным гонщиком за рулем результат был бы совсем иным, но это уже совсем другая история. Гонка Indy 500 имела особое значение для Maserati, которая выигрывала ее в 1939 и 1940 годах с гонщиком Уилбуром Шоу (Wilbur Shaw) за рулем автомобиля 8CTF. Шоу почти сделал победный хет-трик в 1941 году, но, лидируя в гонке, был вынужден сойти с дистанции на предпоследнем круге из-за поломки колеса.

Maserati является единственным итальянским автопроизводителем, побеждавшим на гоночной трассе в Индиане, и единственной европейской маркой, одержавшей две победы подряд.

 Maserati «Eldorado»

В настоящее время автомобиль Maserati «Eldorado» с безупречно восстановленной оригинальной белой раскраской находится в коллекции Panini Collection в Модене.

Основные технические характеристики:

Одноместный гоночный автомобиль типа Indy

Двигатель: V8 90°.

Объем: 4190 куб. см

Мощность: 410 л.с. при 8000 об/мин

Трансмиссия: 2-ступенчатая механическая

Шасси: трубчатый каркас, алюминиевый кузов

Масса: 758 кг

Максимальная скорость: более 350 км/ч

Комментарии