СТЕНД «ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» И MARTEMANCHELLO НА ART MOSCOW 2024

«С ГОДОМ КРОЛИКА, КОТ! 2023: В ПОИСКАХ СИМВОЛА ГОДА»

3 февраля Государственный музей Востока представляет выставку «С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года», посвященную наступлению лунного Нового года. В состав экспозиции включены произведения искусства из Китая, Японии, Вьетнама, Таиланда, Камбоджи и других стран


Кот
Утагава Куниёси (1797–1861) «История происхождения кошачьего камня в Окабэ. Уподобление 53 станциям Токайдо», центральный и левый листы триптиха Япония, 1847 г. Бумага, цветная ксилография

Всего на выставке более 60 экспонатов — живописные свитки известных художников ХХ века Фукуда Хэйхатиро и Сюй Бэйхуна, народные картины-лубки, предметы декоративно-прикладного искусства из керамики и фарфора, дерева и кости, камня и металла. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI века по XXI век.


Кот
Ван Сюэтао (1903–1982), Цао Кэцзя (1906–1979) Кошка и глицинии Китай, 1961 г. Бумага, тушь, краски

Государственный музей Востока не впервые обращается к теме восточного календаря. Выставка «С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года» приурочена к наступлению лунного Нового года — одного из самых радостных праздников в Китае и в ряде других стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Черный тигр, правивший в прошлом году, уступит свое место зайцу (кролику) черного окраса, точнее — цвета сюань (черный, в котором зарождается алый). В наше время во многих странах четвертый год 12-летнего цикла называют годом сразу двух животных – кролика и кота. Почему их два? Кто из них станет символом наступающего года? И какими были образы котов и кроликов в традиционных культурах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии?


год кролика
Фукуда Хэйхатиро (1892–1974) Кролики под цветущим кустом хаги (фрагмент) Япония, 1931 г. Шелк, тушь, краски, гофун

На Дальнем Востоке символика зайца зарождается задолго до возникновения животного цикла. В темных пятнах на Луне жители ряда стран видели силуэт зайца со ступкой. Древние мифы рассказывают, что он живет на Луне, где под коричным деревом круглый год толчет в яшмовой ступке порошок для эликсира бессмертия. В Японии существует легенда, что темные области, видимые на Луне, это углубления, которые живущий там заяц продолбил деревянной колотушкой, взбивая в ступке моти — тесто из клейкого риса для изготовления лепешек с таким же названием. Считалось, что если долго смотреть на Луну, то можно разглядеть ушастого зверька за этими занятиями. Всем, увидевшим зайца, сулили счастье, благополучие и долголетие. Заяц – популярный персонаж мифов и фольклора многих регионов Востока.


Кот
Сюй Бэйхун (1895–1953) Кошки (фрагмент) Китай, 1932 г. Бумага, тушь, краски, шелк

Кот также нашел свое место в гороскопе некоторых народов, принявших китайский календарь: к примеру, во Вьетнаме он сместил зайца, заняв принадлежащий ему четвертый год цикла. Охотники на мышей, защищающие священные буддийские тексты и охраняющие посевы, – кошки стали героями легенд, сказаний и устно-поэтической традиции жителей Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Согласно местным верованиям кошка могла стать как грозным врагом, превратившись в оборотня, так и оберегом, воплотившись в «Бога удачи» — популярный талисман в виде фигурки сидящей кошки с поднятой вверх, приманивающей успех лапкой.


Кот
Народная картина «Мышиная свадьба» Вьетнам, провинция Бакнинь, деревня Донгхо, 1950-60е гг. Бумага, цветная ксилография

Москва, Государственный музей Востока, 3 февраля 2023 – 19 марта 2023