«КОСМОС ДАЛЕКО — КОСМОС РЯДОМ»

ОБРАЗЫ ЛЕНИНА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ИГОРЯ СУХАНОВА

Музей современного искусства АРТ4 открывает выставку «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Образы Ленина из коллекции Игоря Суханова»


ЛЕНИН
Маяна Насыбуллова. Ленин-Чебурашка. Из серии «Ленин для души». 2017

Вынесенная в название цитата взята из воспоминаний Луначарского. 1905 год, революция. Ленин ночует в квартире у товарища. В библиотеке хозяина обнаруживается коллекция художественных альбомов. Владимир Ильич разглядывает их вместо сна, а с утра резюмирует: «Какая увлекательная область история искусства! Сколько здесь работы для коммуниста! Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством».


ЛЕНИН
Энди Уорхолл. Черный Ленин. 2000

С этого момента пройдет совсем немного времени, и история искусства обогатится десятками тысяч произведений, посвященных Ленину.  


ЛЕНИН
Павел Пепперштейн. About Lenin. 2001

В России сегодняшнего дня политический спрос на эту фигуру минимален. Ленин не легитимирует действующую систему властных отношений, не поднят на щит оппозицией, даже в качестве сырья для постсоветского остроумия он уже не годен. Отдельные призывы перечитать Ленина пока не обрели силу общественного тренда.


ЛЕНИН
Хаим Сокол. Ленин. 2018

Проект рассказывает об изменениях образа, оставляя политическую фигуру за пределами исследования. Представляется, что в 2020 году это еще возможно. Но не потому, что излучение советского проекта ослабло (это так, но постсоветский период будет длиться, пока не появится новая внесоветская повестка), а потому, что широкая реактуализация ленинского наследия, судя по некоторым признакам, вероятна. Когда это произойдет, функционирование образа снова подчинится политическим нуждам.


Этот проект не следует воспринимать как пародию на юбилейные советские выставки и ленинианы, как ностальгическое шоу или шутку. Выставка — попытка представить частное собрание и частный интерес к теме, не так давно обладавшей статусом первостепенной государственной важности.


За время подготовки выставки корпус произведений, посвященных Ленину в собрании ДК ГРОМОВ, увеличился втрое. Иконография Ленина всегда оперативно отзывалась на изменение ситуации.


ЛЕНИН
Паруйр Давтян. Элементарий из «Сада внутренних камней». 2020

Первый построен вокруг взаимодействия двух модернизмов — социального и художественного. Модернистский проект социальных преобразований требовал включить образ Ленина в пропагандистскую работу, укрепить авторитетом главного революционера все идеологически значимые места. Отсюда вытекали требования к эстетике — традиционность, понятность, портретное сходство, тиражность. Художественный модернизм использовал образ Вождя для легитимации экспериментов с художественной формой, которые, иногда были инспирированы желанием переоткрыть Ленина, очистить его от конъюнктурных наслоений, вернуться к истокам ленинизма через новый пластический язык. 


ЛЕНИН
Александр Косолапов. McLenin`s. 1991

Второй сюжет рассказывает о биографии героя и вариантах ленинского бессмертия: от мифологизированной советской агиографии до конспирологических теорий. 


ЛЕНИН
Леонид Соков. Ленин и Джакометти. 1989

Третий подводит к современной ситуации, где Ленин превратился в узнаваемый значок без содержания, в ссылку на рабочем столе, которая никуда не ведет. Центральным тут является зал-тупик механического постсоветского юмора, однообразно троллящего революционера, редуцированного до интернет-мема. 


ЛЕНИН
Вадим Михайлов, Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке. ЗеЛенин 21. 2020

Четвертый  сюжет образован современными произведениями, в которых образ героя выставки становится тревожным. Забытый, отверженный, вытесненный, Ленин вновь проступает сквозь простые фактуры, как письмена на пиру Валтасара.   


Завершается выставка небольшой открытой библиотекой из собрания ДК Громов, где можно самостоятельно почитать ленинское наследие и сопутствующие материалы. 


МУЗЕЙ АРТ4. 11 МАРТА – 10 АПРЕЛЯ

Комментарии