«АНТИЧНОСТЬ. СИСТЕМА КООРДИНАТ»

ДЯГИЛЕВ. ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Третьяковская галерея открывает, пожалуй, самый ожидаемый проект нового сезона — выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), величайшего культуртрегера, выдающегося импресарио, человека, сделавшего как никто другой невероятно много для популяризации русского искусства в мире


М.Ф. Ларионов. С.П. Дягилев. 1920– 1930-е. Третьяковская галерея. Фрагмент

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева и стала возможна благодаря важнейшим приобретениям музея за последние три года. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, Третьяковской галерее удалось приобрести за рубежом уникальную коллекцию из 20 сценических костюмов к балетам первых дягилевских сезонов.


Выставка открыта с 4 октября 2022 по 5 февраля 2023 года, Крымский Вал, 10, Новая Третьяковка, залы 39–42


В экспозиции представлено 13 из них, а также знаменитые черные пуанты Тамары Карсавиной и сапоги половецкой девушки к балету «Половецкие пляски» — модель обуви, после премьеры тут же ставшая в Париже модным аксессуаром. Эти экспонаты являются основными акцентами выставки и главной ее сенсацией. Костюмы исполнены по эскизам Льва Бакста, Николая Рериха, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Анри Матисса и представляют не только художников, но и изготавливавших костюмы мастеров: от безымянных вышивальщиц до звезды пошивочного цеха Варвары Каринской, знаменитой российской и американской художницы по костюмам.

Настоящий проект — это уже второй подход музея к теме дягилевских сезонов: в 2009 году Третьяковская галерея организовала крупную выставку «Видение танца», приуроченную к 150- летию «Русского балета Сергея Дягилева». За прошедшее время специалисты музея провели разносторонние исследования фонда Галереи, связанного с темой «Русских балетов…», был накоплен значительный научный материал, а приобретения новых художественных артефактов дают возможность утверждать, что нынешняя выставка — настоящая «генеральная репетиция» будущего именного зала, точнее, исследовательского центра Сергея Дягилева, который откроется в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу после его реконструкции.


Художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, один из создателей объединения и журнала «Мир искусства», гениальный балетный антрепренер, Сергей Дягилев кардинально изменил роль и место балета в культуре и обществе.


Знаменитые «Русские балеты…» произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет ХХ века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня. Выставка не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Однако в ней прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», эволюция репертуара, поиски и трансформация стиля постановок. Экспозиция соединяет разновременные эпизоды, демонстрируя те спектакли, которые в данный момент Третьяковская галерея имеет возможность «показать» зрителю с наиболее выигрышной стороны.


Третьяковская галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, связанных с «Русским балетом Сергея Дягилева» — с их парадной и скрытой от зрителя сторонами.


В 1989 году из Франции Галерея получила уникальное собрание произведений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены — Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой и других. Среди редчайших экспонатов на выставке — шрифтовые афиши «Русского балета Сергея Дягилева», театральные программки. Подобного материала из-за его хрупкости и «нехудожественности», утилитарности в России нет, он сохранен только благодаря фанатичной преданности Ларионова-коллекционера теме театра.

Интереснейшая часть проекта — материалы, связанные со знаменитым театральным задником (10 х 23 метра), выполненным в 1908 году Николаем Рерихом для балета «Половецкие пляски». Следуя приверженности Дягилева к эксперименту, кураторы и дизайнеры выставки вводят в экспозицию игровой элемент, чтобы дать зрителю возможность почувствовать себя в театральном закулисье: в гримерных, декорационных и пошивочных цехах и даже у балетного станка в репетиционном зале с традиционными зеркалами во всю стену.


Выставку сопровождает обширная образовательная программа, а также издание «Дягилев. Генеральная репетиция» — своеобразный путеводитель по выставке, в расположении материала повторяющий структуру экспозиции, где каждый зал посвящен одному или нескольким балетам.


Одновременно это своеобразный аналог программки, сопровождающей спектакль, где даны информация о балете и истории его создания, фотографии хореографов, исполнителей, эскизы оформления.