РОЗОВЫЕ ЕДИНОРОГИ, ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ И ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ

«Скрытый мир бордюра. Искусство шпалеры»

Шпалеры для дворца

Новая выставка под открытым небом посвящена важному элементу шпалер (гобеленов) XVI–XVIII веков — тканому бордюру. В павильоне около Первого оранжерейного корпуса представлены увеличенные фотоизображения фрагментов шпалер из коллекции музея-заповедника «Царицыно». Эта выставка дополняет постоянную экспозицию «Шпалеры для дворца», размещенную в Большом дворце.

Коллекция фламандских и французских шпалер конца XVI — XVIII века с бордюрами — одна из жемчужин царицынского музейного собрания. Экспозиция «Шпалеры для дворца» дает представление об истории и развитии шпалерного ткачества, а выставка «Скрытый мир бордюра. Искусство шпалеры» акцентирует внимание на интересных деталях шпалер, которые часто остаются незамеченными зрителем.

Шпалеры для дворца

Тканый бордюр стал обязательным элементом композиции шпалер на рубеже XV–XVI веков. По преданию, это произошло не без влияния великого итальянского живописца Рафаэля, который в 1516 году по заказу папы Льва X он создал серию картонов для шпалер, которыми украсили нижнюю часть стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Эти шпалеры были обрамлены орнаментальной каймой — бордюром.

Впоследствии бордюры видоизменялись, точно отражая особенности стилей изобразительного искусства и даже архитектуры. Поэтому именно они помогают историкам искусства определить, где и в какой период создана шпалера или ее повторение.

Характерным изобразительным мотивом для бордюров долгое время оставались изящные букеты или гирлянды из роз, пионов, тюльпанов, лилий, незабудок; особенно популярно было изображение полосатого бело-красного тюльпана.

Шпалеры для дворца

В бордюрах первой половины XVII века цветы дополнены фруктами: гроздями винограда, яблоками, грушами, сливами, персиками, плодами граната. В то же время в композиции появляются архитектурные элементы: обвитые гирляндами колонны с коринфскими капителями и пышно декорированные фризы, включавшие рамки — картуши с мифологическими фигурами.

К середине XVII века внутри картушей появляются изображения поделочных камней, использовавшихся в архитектуре. Иногда картуши служили обрамлением небольших фантазийных пейзажей, созвучных основному изображению.

К концу XVII века художники отказываются от включения в бордюры архитектурных элементов и развивают тему гирлянд, которые становятся еще более пышными, чем раньше, часто двойными, имитирующими прежние, перевитые по спирали колонны. Вверху и внизу бордюра гирлянды напоминают декорированный оргнаментальный фриз.

На рубеже XVII–XVIII веков в рисунках бордюров часто встречаются изображения птиц, плетеных корзин, бело-синих фаянсовых вазонов, напоминающих о знаменитых фаянсовых изделиях из Дельфта.

Начиная с первой половины XVII века одновременно с изображениями цветочно-фруктовых гирлянд в композициях бордюров получили распространение тканые имитации резных золоченых рам, предназначенных для оформления живописных полотен. Чаще всего они встречаются на шпалерах французских мануфактур Рафаэля де ла Планша и Гобеленов. Чуть позже аналогичные бордюры стали использовать и брюссельские мастера. Постепенно к середине XVIII века имитации золоченых рам стали доминирующим мотивом в узорах бордюров.

Комментарии