8 МАРТА!

ОБРАЗЫ ФЛОРЫ

10

“Образы Флоры” — один из первых проектов долгосрочной программы камерных выставок из запасников музея в пространстве постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. Подобные показы помогают обогатить представление как об истории отечественного искусства, так и о собрании Галереи. Эти выставки будут демонстрироваться в разных залах Третьяковской галереи, в том числе и в наименее посещаемых, чтобы внести нечто новое, свежее и неожиданное в ставшее привычным за многие десятилетия пространство музея.

IMG_2728-25-01-17-12:47

В течение многих столетий образы прекрасных женщин были связаны с символикой цветов — неисчерпаемым источником метафор, пронизывающих всю историю европейского искусства. На выставке Флора представлена в окружении картин и скульптур XVIII — середины XIX века из фондов Третьяковской галереи. Цветочные мотивы наделены в них особым смысловым подтекстом. Посланцы Флоры являются атрибутами евангельских персонажей, рождают ассоциации с мифами, выступая зримой метафорой божественной красоты и загадочного женского очарования. Выставка отражает преемственность цветочных иносказаний и их интерпретацию в культуре разных эпох.

4

IMG_2729-25-01-17-12:47

Портрет женщины в образе Флоры” изображает древнеримскую богиню цветов в окружении растений, связанных с весенним пробуждением земли и культом плодородия. Стены грота, где восседает богиня, украшают папоротник и плющ. Папоротник, по народным поверьям, обладает магической силой, а плющ символизирует преданность и долголетие. Правой рукой Флора придерживает цветы жасмина, символ непорочности и божественной любви, на ее коленях лежат анемоны (ветреница), означающие чистоту и искренность. В левой руке богини — цветок аквилегии, или водосбора, который, являясь одним из атрибутов Венеры, намекает на чувственную страсть. Схожие по форме с голубем цветы назывались “колумбина” (голубка), благодаря этому в эпоху Возрождения аквилегия олицетворяла Святой Дух и семь христианских добродетелей.

IMG_2726-25-01-17-12:47

Метафорический “язык цветов”, наследие Античности и Ренессанса, нашел отражение в творчестве представителей отечественной академической школы. Излюбленной метафорой искусства барокко и классицизма являются розы, один из древнейших символов молодости и женского очарования. С цветущей розой можно сравнить красавицу, запечатленную неизвестным скульптором XVIII века, костюм и прическа которой украшены распускающимися бутонами. Розы подчеркивают аллегорический характер изображения княгини Е.Ф.Долгоруковой, предстающей на портрете кисти И.Б.Лампи в виде древнегреческой богини юности Гебы. В портрете великой княжны Александры Павловны, исполненном В.Л.Боровиковским, розовый венок напоминает об ожидающем девушку брачном венке Гименея.

IMG_2724-25-01-17-12:47

Романтическую многозначительность приобретают цветочные мотивы в искусстве первой половины и середины XIX века. Лилии и розы, традиционные эмблемы Богородицы, в картине Ф.А. Бруни выступают символом прославления чистоты и женственности. Лозы плюща и винограда — атрибуты древнегреческих нимф и вакханок — придают возвышенный характер элегантному облику героинь на полотнах Т.А.Неффа и И.К.Макарова. В каждом представленном на выставке произведении посланцы Флоры создают нежный образ женщины-цветка.

IMG_2727-25-01-17-12:47

6