РОЗОВЫЕ ЕДИНОРОГИ, ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ И ГОРОД ДЛЯ ВСЕХ

ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ

Сотрудники Королевского института культурного наследия Бельгии (KIK-IRPA) и Университета Антверпена (UA) представили прессе удивительную информацию об одном из самых уникальных произведений фламандской живописи – Гентском алтаре. Шедевры на панелях алтаря считаются одними из древнейших картин, выполненных маслом и сохранившихся до наших дней


ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ

Алтарь, который в марте прошлого года обрел свое новое постоянное место в часовне Святого Причастия собора Святого Бавона, реставрируется уже с 2012 года. После восстановления внешних панелей алтаря в первый период реставрации (с 2012 по 2016 год), сотрудники KIK-IRPA занялись внутренними панелями нижнего регистра (с 2016 по 2019 год).  


Два завершенных этапа реставрации уже привели к ошеломляющим открытиям, в том числе к подлинному творению Яна ван Эйка, которое долгое время было скрыто под краской XVI века, а теперь вновь доступно для созерцания. Команда реставраторов также восстановила первоначальную выразительную полихромию знаменитого катрена на раме и подтвердила его подлинность.


Междисциплинарное сотрудничество и тщательный анализ множества данных, полученных с помощью инфракрасной рефлектографии и макросъемки, высокотехнологичных лабораторных анализов образцов красок, искусствоведческих и сравнительно-стилистических исследований привели к крупному прорыву, который подтверждает, что старший брат Яна ван Эйка, Хуберт также писал Мистического Агнца. Его вклад не ограничивался только планированием произведения, как предлагалось ранее.


ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ

Согласно надписям на рамах, которые были обнаружены в 1823 году, Хуберт ван Эйк первым начал работать над панелями алтаря. До прошлого года подлинность надписей активно обсуждалась, но Королевскому институту культурного наследия Бельгии удалось доказать, что они были нанесены на рамы в то время (ок. 1426-1432 г.), когда Ян ван Эйк работал над алтарем. Части алтаря Хуберта покрыты слоем краски, которую позже наносил Ян, но с помощью научного оборудования получилось отличить работу первого автора.

Хуберт нарисовал небо, холмистый пейзаж с несколькими зданиями, городами на горизонте и полями. В этой первой композиции уже присутствует жертвенник с Агнцем и Ангелами и некоторые центральные фигуры. На лугу перед алтарем изображен природный родник. После смерти Хуберта в 1426 году его младший брат Ян продолжил работу над произведением.


ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ

Таким образом, специалистам Королевского института культурного наследия и Университета Антверпена удалось решить одну из самых легендарных загадок истории искусства. Возможно, именно творчество загадочного Хуберта ван Эйка стало переходным моментом между революционным искусством Яна ван Эйка и так называемой доэйковской традицией живописи.

Исследование также дает новую отправную точку для изучения верхнего регистра полиптиха, который еще не был восстановлен и проанализирован. Этот третий и последний этап должен начаться в 2022 году.


Источник: Представительство офиса по туризму Фландрии и Брюсселя VISITFLANDERS в России AVIAREPS. Фото: ©Sint-Baafskathedraal Gent, www.artinflanders.be, фото KIK-IRPA

Комментарии