БИТВА «ЗВЕЗДЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

СКУЛЬПТУРА ЖОМ ПЛЕНСА ДЛЯ ДОМА RUINART

В 1896 году Дом шампанских вин Ruinart впервые обратился к художнику с просьбой подготовить плакат для рекламной кампании. Так, 121 год назад молодой и талантливый чешский художник Альфонс Муха создал плакат, который положил начало истории сотрудничества Ruinart с представителями современного искусства. Тогда и зародилась традиция, ставшая в последствии визитной карточкой Ruinart. В 2017 году очередная коллаборация чествует память Тьерри Рюинара – монаха-бенидиктинца, сыгравшего ключевую роль в создании Дома.

Ruinart Sculpture Jaume Plensa_215

Тьерри Рюинар был магистром искусств и увлекался литературой. Он писал на французском, латыни и греческом, посвятил свою жизнь изучению агиографии, искусства, культуры, истории родной Шампани и величайших мировых цивилизаций. Многочисленные труды Рюинара стали основополагающими источниками для различных исследований, и, чтобы воспеть его наследие, Дом обратился к каталонскому художнику Жому Пленса, который как никто другой умеет превращать слова в произведения искусства. Скульптор Жом Пленса способен воплотить в предмет искусства чистую связь между письмом и живописью и воскресить память о незаурядном уме и сильном духе Тьерри Рюинара.

JAUME_0035 (Native) [MHISWF135002 Revision-1]

Сегодня Жом Пленса известен скульптурами современных мыслителей — это силуэты сидящих или стоящих на коленях людей, задумчиво изучающих линию горизонта. Такую аллегорию скульптор использует, чтобы рассказать о наследии Тьерри Рюинара – человека, который стоял у истоков великого Дома шампанских вин. Скульптура будто бы уходит корнями в землю, подобно виноградной лозе — безмолвному свидетелю эпохи Рюинара. Она состоит из универсальных элементов языка: знаков и букв восьми разных алфавитов – латынь, греческий, милый сердцу Рюинара арабский, иврит, китайский, японский, русский и хинди. Силами Жома Пленса многоязычные работы Тьерри Рюинара были разобраны на слова, а затем на буквы и цифры, похожие на крохотные ячейки, составляющие единое целое в произведении.

Jaume coffret_0077 (Native) [MHISWF134976 Revision-1]

Резные буквы помогают вдохнуть жизнь в скульптуру, пропуская через себя свет. Оставив лишь намек на черты лица Тьерри Рюинара, Жом Пленса наполнил работу поэтичной энергией и духовной силой. В скульптуре заключен фрагмент удивительной жизни, память о которой останется в веках. «Слово, как и любой материал, – это хранилище воспоминаний», – говорит Жом Пленса. Безмолвный свидетель, которого Пленса создал для Дома Ruinart, своей формой напоминает прошлых персонажей скульптора, однако это сходство лишь подчеркивает уникальность каждой работы художника.

JAUME_0413 (Native) [MHISWF134995 Revision-1]

На постаменте скульптуры выгравированы две даты: 1729 и 2016. Это зашифрованное послание, связывающее историю основания Дома Ruinart с созданием предмета искусства. На скульптуру у Жома Пленса ушло пять месяцев, каждая буква и цифра из нержавеющей стали сделана вручную. «Я всегда думал, что искусство тесно переплетается с жизнью, – рассказывает скульптор. Связь с телом – это мощнейший стимул в моей работе».

B9302540 (Native) [MHISWF134993 Revision-1]

Жом Пленса также создал изысканный футляр, который пропускает свет и позволяет взглянуть на бутылку Ruinart Blanc de Blancs глазами художника. Это ода великолепию вкуса легендарного Шардоне, которым славится Дом. Помимо исключительной свежести аромата, Ruinart Blanc de Blancs обладает нежным сочетанием утонченности и легкости. Коробку для бутылки Ruinart Blanc de Blancs магнум сделали в мастерских Orfèvrerie d’Anjou, основанных в 1710 году. Уникальный 300-летний опыт мастерских отражает философию Дома Ruinart и его прославленную культуру совершенства.

Дом Ruinart

Отражение искусства

1 сентября 1729 года в Реймсе — в самом сердце региона Шампань — Николя Рюинар написал черновик основополагающего акта винодельческого Дома Ruinart, который в последствии стал первым в мире великим Домом шампанских вин. Интеллектуальное движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на философию, культуру и социальную жизнь Франции. Страна словно обрела второе дыхание — так началась новая глава ее удивительной истории. Дом Ruinart — ровесник эпохи — стал важной вехой в летописи века Просвещения.

С момента основания Ruinart поколения виноделов совершенствовали высочайшее качество вин. Главным сокровищем стал сорт белого винограда: Шардоне. Сочетание изысканности, чистоты, легкости и исключительного опыта виноделов стало основой богатого наследия Дома. Уважение к традициям и неутолимая жажда открытий позволили шампанскому заслужить признание и доверие по всему миру, а также установить тесную связь с представителями искусства. В 1896 году Дом обратился к чешскому художнику Альфонсу Мухе с просьбой подготовить плакат для рекламной кампании. Для того времени чувственная и яркая работа стала настоящим прорывом, и сегодня весь мир знает Альфонса Муху, как одного из основоположников стиля «ар нуво». С тех пор многие художники интерпретировали свое видение ценностей и наследия Дома Ruinart в своих работах.

 

2X5A2214 (Native) [MHISWF134988 Revision-1]

 

Жом Пленса 

В середине XX века одним из основных авангардных движений после дадаизма и сюрреализма стал леттризм. Направление выходило за привычные границы творчества, основываясь на глубоких познаниях в кладистике. Это понятие происходит от греческого слова «klados», которое буквально переводится как «наука о ветвях в культуре и жизни». Другими словами, это полное и всеобъемлющее описание культуры в категориях искусства, науки, философии, теологии, технологии… В 1947 году Иоан-Исидор Гольдштейн, художник, поэт, драматург и основоположник леттризма, приводит следующее определение: «это искусство, которое принимает проблему сокращения букв, ставших самими собой; это искусство, которое выходит за рамки привычного для создания сложных работ в своей среде». Позже, в 1970 году, Жан Маузерфройд, Жорж Бадин, Жерар Дюшен, Жервас Жассо и Мишель Вачез организовали группу Textruction.

Jaume_0059 (Native) [MHISWF134992 Revision-1]

Жом Пленса родился в Барселоне в 1955 году, где живет и работает по сей день. Его отец был увлечен литературой и музыкой. Мальчик рос в окружении книг, что во многом определило его будущее. Скульптор бережно хранит воспоминания о прекрасных гравюрах XVII века, на которых был изображен круговорот жидкостей в организме и функционирование мышц. Зачарованный устройством человеческого организма, мальчик мечтал стать врачом. Однако увлечение медициной привело к неожиданным результатам: оно пробудило не научный интерес, но причудливый полет фантазии. Позже он захотел стать писателем или даже музыкантом. Решением стала скульптура, объединившая его интерес к человеческому телу с любовью к чтению и музыке.

JAUME_0085 (Native) [MHISWF135004 Revision-1]

Первая выставка Жома Пленса прошла в Барселоне в 1980 году. С тех пор он получил множество наград: в 1993 году – французский Орден искусств и литературы степени Кавалер; в 1997 году – Национальную премию культуры в области пластических искусств правительства Каталонии; в 2013 году – премию Веласкеса. С 2005 года Пленса является почетным доктором Школы искусств Института Чикаго. Жом Пленса, почитатель Микеланджело, Александра Колдера, Антони Тапиеса и Жоана Миро, поначалу работал с утильсырьем, потом перешел на железо, бронзу и медь. С 1986 художник работает над скульптурами из чугуна.

2X5A2361 (Native) [MHISWF135001 Revision-1]

Монументальные формы принесли Жому первый успех на международной арене современного искусства. Эпоха экспериментов осталась позади, и Жом Пленса начал изучать концепцию облитерации тела, некое «описание через отсутствие». Скульптуры, обыгрывающие связь между словами, знаками и человеческим телом, стали его фирменным отличием. Они выделяются среди множества художественных произведений, а их автор сегодня — одна из самых значимых фигур в области современного искусства. Его интересует «биологическое состояние языка». Буквы собираются в ячейки, которые объединяются в слова и тексты, что сравнимо с механизмом существования живого организма. Они принимают человеческую форму, но остаются спаянными друг с другом. За годы игры со словами скульптор научился наполнять свои работы легкостью, которая формирует особую духовность восприятия. Подобно Огюсту Родену, Альберто Джакометти, Антуану Бурделю и Константину Бранкузи, которых Пленса считает своими учителями, центром его работ стало тело человека. Жом Пленса населил свою вселенную иератическими персонажами – могучими и безмолвными; стеклянными, гипсовыми и бетонными; с вкраплениями света или добавлением видео. За годы его любимая тема претерпела изменения, и теперь все внимание художника занимает связь между словами и человеческим телом.