ОРГАНИЗУЕМ ПРОСТРАНСТВО НА ЛОЖДЖИИ

Старинные картины вернулись к жизни

В марте 2016 года в мастерской реставрации московского государственного академического художественного института им.В.И. Сурикова при Российской академии художеств прошел мастер-класс по восстановлению старинных полотен. Экспертами со стороны института выступили руководитель мастерской, художник-реставратор 1 категории, искусствовед Александр Козьмин и художник-реставратор Дарья Лиснянская. От Dremel о плюсах использования в реставрации инструментов этого бренда поведал эксперт Станислав Нефедов.

МКЛ3

Как рассказал гостям Александр Козьмин, все иконы и картины поступают в мастерскую на восстановление из музейного фонда Русской православной церкви. К каждой – индивидуальный подход, все зависит от состояния полотна. Так, задник иконы 19 века «Святой праотец Вениамин» был поражен заядлым врагом древесины – жучком-точильщиком. Сначала реставраторы срезали пораженный слой иконы, воспользовавшись для этого многофункциональным инструментом Dremel 3000. «Он без лишней вибрации, которая может навредить целостности всей деревянной иконы, убрал пораженные части древесины», – отметил Александр Козьмин.

МКЛ2

У картины 19 века «Неизвестная Святая» была сильно загрязнена оборотная сторона, ведь со временем полотна покрываются слоями грязи, пыли и жира. Дарья Лиснянская рассказала, что удаление подобного рода загрязнений – одна из самых кропотливых работ в восстановлении. Обычно для этого реставраторы используют медицинский скальпель, которым и убирают верхний слой загрязнений. Затем проводят «довыборку» – удаляют черные точки из волокна полотна. При этом скальпель приходится точить каждые 5-7 минут. Абразивные полировальные эластичные круги для окончательной отделки (512S) с зерном 320 ускорили очистку полотна, не травмируя его. Гибкий материал насадок позволяет работать по узким и имеющим неправильную форму поверхностям. Следующим реставрации подвергся «Пейзаж»1936 года художника И.П. Потехина. Красочный слой потрескался; из-за обезвоживания краски на ней образовались «кракелюры» (трещины красочного слоя или лака в произведении живописи или любом другом лакокрасочном покрытии). В таком случае при восстановлении полотна краску необходимо размягчить, предварительно обезжирив кракелюры этиловым спиртом. Трещины накрывают фторопластовой пленкой и на минимальной тепловой температуре обрабатывают. Чаще всего для этого реставраторы используют обычные фен или утюг.

МКЛ1

В этот раз специалисты института им.В.И. Сурикова работали с газовой паяльной лампой Dremel VersaFlame. В ней есть возможность подпитки пламени атмосферным воздухом, что расширяет диапазон регулировки температуры. В итоге края растрескавшейся краски разгладились, и кракелюр стал заметно тоньше. Одной заправки газа Dremel VersaFlame хватает до 90 минут работы. Последний штрих – обработка трещин водным раствором клея ПВА для фиксации красочного слоя, после чего отреставрированный участок прижимается прессом на сутки или двое. В ходе мероприятия гости смогли убедиться, что многофункциональные инструменты Dremel подходят не только для выполнения работ в домашних условиях, но и для такого ответственного дела как реставрация старинных и ценных полотен. «Это еще раз доказывает, что Dremel – инструмент, поистине, с неограниченными возможностями», – отметил Станислав Нефедов.