КОЛЛЕКЦИЯ TRUMPF ОТ RÖNDELL

ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Будь то дизайн мебели, fashion, промышленный дизайн или дизайн интерьера, женщины внесли решающий вклад в развитие современного дизайна как в творческом, так и в коммерческом плане. И все же в книгах по истории дизайна зачастую они даже не упоминаются. Выставка «Вот и мы! Женщины в дизайне», которая откроется в Музее Дизайна Vitra (Вайль-на-Рейне, Германия) 23 сентября, стремится восстановить баланс


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Реклама Karelia lounge chair, Liisi Beckmann, 1969 © Zanotta SpA – Italy


Представляя женщин-дизайнеров за последние 120 лет, выставка рассказывает новую многоголосую историю дизайна на фоне борьбы за равные права и признание. На выставке представлено около восьмидесяти женщин-дизайнеров, включая главных героинь модернизма, таких как Эйлин Грей, Шарлотта Перриан, Лилли Райх и Клара Порсет, бизнес-лидеров, таких как Флоренс Нолл и Арми Ратиа, а также менее известные фигуры, такие как социальный реформатор Джейн Адамс. Современные позиции и взгляды на будущее представляют такие дизайнеры, как Матали Крассе, Патрисия Уркиола, Юлия Ломанн и коллектив Matri-Archi(tecture).


Афиша Швейцарской выставки женского труда, 1958, дизайн: Nelly Rudin, Plakatsammlung Schule für Gestaltung Basel © VG Bild-Kunst, Bonn 2021 / Ева Цайзель на фабрике майолики Schramberg, 1929 © Stadtmuseum Schramberg


В настоящее время почти половина студентов-дизайнеров – женщины, и женщины лидируют во многих новаторских областях дизайна. С богатой экспозицией увлекательных экспонатов выставка «Вот и мы! Женщины в дизайне» прослеживает работу и условия труда женщин в дизайне от раннего модернизма до наших дней – от знаковых объектов, созданных Эйлин Грей, до малоизвестных новых открытий, современных сообществ активистов и исследований феминистского дизайна. Результат определяет четкую позицию по ключевой социальной проблеме и представляет современный дизайн в новом свете.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Марш женщин в Вашингтоне, 21 января 2017 © picture alliance / Reuters|Shannon Stapleton


Выставка состоит из четырех частей и приглашает посетителей в путешествие по истории дизайна последних 120 лет. Первая часть посвящена развитию дизайна в Европе и США примерно в 1900 году, когда дизайн стал самостоятельной профессией. Это было время усиливающейся борьбы за избирательное право женщин – стремление к эмансипации нашло отражение в дизайне, в частности таких пионеров-реформаторов, как Джейн Адамс и Луиза Бригам, чьи работы сегодня можно отнести к «социальному дизайну». В Нью-Йорке Элси де Вульф помогала сформировать новую профессиональную область дизайна интерьера, а женщины-дизайнеры учились или преподавали в Баухаусе, Вхутемасе и Немецких мастерских (Deutsche Werkstätten) в Дрезден-Хеллерау. Представляя их деятельность, выставка демонстрирует, что, хотя улучшение образования могло означать повышение профессионализма, женщин по-прежнему побуждали к принятию традиционных ролей.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Loheland, мастер-класс по фотографии: Прыжок (Монтаж), ок. 1930 © Loheland-Archiv, Künzell


Вторая часть выставки посвящена 1920-1950 гг, эпохе, когда женщины-дизайнеры начали выходить на международную арену, несмотря на то, что патриархальные модели сохранились. Наряду с Шарлоттой Перриан, Эйлин Грей и Кларой Порсет на выставке представлены работы Жанны Туссен, креативного директора, которая на протяжении многих десятилетий курировала коллекцию ювелирных изделий Cartier и входит в число ведущих деятелей парижской индустрии роскоши.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Нанда Виго с ее проектами Light Tree (1984) и Cronotopo (1964), 1985 © Archivio Nanda Vigo, Milano. Фото: Gabriele Basilico


Некоторые из представленных в этом разделе женщин-дизайнеров тесно сотрудничали со своими партнерами: Рэй Имз с ее мужем Чарльзом, Айно Аалто с Алваром. Хотя многие из них были в тени своих партнеров, они зачастую вносили гораздо больший вклад в совместные работы, чем предполагалось в прошлом. Самый известный пример в этом контексте – Шарлотта Перриан, чья доля в легендарном дизайне мебели, который она создавала вместе со своим знаменитым коллегой Ле Корбюзье, была полностью переосмыслена в последние годы. На выставке также представлены дизайнеры, которые всю жизнь работали независимо: например, художник-керамист Ева Цайзель, первая персональная выставка которой состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке еще в 1946 году.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Рэй Имз за работой, 1950 © Eames Office LLC


Третья часть выставки посвящена периоду с 1950-х до конца 1980-х гг. Вторая волна феминизма возникла в 1960-х гг, чтобы противостоять консервативному послевоенному менталитету, который можно было наблюдать, например, на Швейцарской выставке женского труда 1958 года. Женский труд по-прежнему определялся как домашний, но, несмотря на такой ограниченный взгляд на свою деятельность, многие женщины были необычайно творческими и продуктивными.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Кристин Мейндерстма с ее стулом Flax Chair, 2015 © Studio Aandacht


Двойственность и потрясения этих бурных десятилетий очевидны как в ярком красочном дизайне Marimekko 1970-х гг, так и в некоторых впечатляющих постмодернистских объектах, созданных итальянскими дизайнерами, такими как Нанда Виго, Гаэ Ауленти и Чини Боэри.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Грета Магнуссон Гроссман, Grasshopper (Кузнечик), 1949/50 © Vitra Design Museum. Фото: Andreas Jung


Четвертая часть выставки сосредоточена на нашем времени. Работы известных международных дизайнеров, в том числе Матали Крассе, Патрисии Уркиола или Хеллы Йонгериус, доказывают, что сегодня успешная карьера в дизайне одинаково возможна как для мужчин, так и для женщин. Некоторые женщины-дизайнеры раздвинули границы своей дисциплины и внесли решающий вклад в переосмысление дизайна как дисциплины.


ВОТ И МЫ! ЖЕНЩИНЫ В ДИЗАЙНЕ

Жизнь в Баухаусе: групповой портрет ткачих за станком в мастерской, Баухаус Дессау, 1928 © Bauhaus-Archiv, Berlin


К ним относятся Юлия Ломанн, чьи исследования морских водорослей обещают дать новые экологически безопасные материалы, а также Кристин Мейндертсма с ее критическим анализом производственных процессов. В этой части выставки также представлен ряд недавних инициатив, демонстрирующих, как феминистский дискурс ставит под сомнение модели авторства, образования и признания в дизайне и архитектуре в свете таких концепций, как разнообразие и интерсекциональность. Например, коллектив Matri-Archi(tecture) обращается к личному опыту африканских и темнокожих дизайнеров.

Комментарии