КОЛЛЕКЦИЯ ETERY – ИЗЫСКАННЫЙ ДИЗАЙН, ТРАДИЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ

САД ПИТА АУДОЛЬФА НА КАМПУСЕ VITRA

В рамках нового проекта на кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне не появится нового здания. Однако от этого проект не станет менее впечатляющим: в ближайшие недели, месяцы и годы на территории луга между флагманским шоу-румом VitraHaus и производственным комплексом Алваро Сиза будет взращиваться сад многолетников по проекту голландского ландшафтного дизайнера Пита Аудольфа. Официальное открытие сада запланировано на июнь 2021 года

Vitra

В мае 2020 года на кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне начались работы по созданию нового сада Пита Аудольфа (Piet Oudolf – в голландской транскрипции [ˌpit ˈʌu̯dɔlf]). Чтобы увидеть ландшафт в полном расцвете, потребуется терпение, однако уже через несколько месяцев посетители Vitra Campus смогут оценить первые “эскизы” искусно сформированной ландшафтной среды.

Vitra

75-летний голландец считается одним из первых в поколении садовых дизайнеров, которые в конце 1980-х начали пересматривать устоявшиеся практики, считая традиционную садовую архитектуру излишне декоративной, трудоемкой и ресурсозатратной. Они обратились к многолетним, часто самовосстанавливающимся растениям, кустарникам, травам и полевым цветам, которые ранее не рассматривались в качестве садовых растений, а также к нестандартному расположению насаждений.

Сам Аудольф не считает себя основателем какого-либо движения. “Я не берусь рассуждать, кто я есть на самом деле. Для некоторых я просто садовник“, – замечает он как бы между прочим. Садовник, однако, которому в последние десятилетия было доверено проектировать городские сады по всему миру, в том числе по заказу Hauser & Wirth Somerset, Serpentine Galleries и Венецианской биеннале, а его проект променада High Line в Нью-Йорке задал новое направление в городском садоводстве.

Vitra

В первые десятилетия развития кампуса Vitra вопрос о ландшафтном дизайне не поднимался. Работа с ландшафтом началась только в процессе соединения северной и южной частей кампуса, с проектами Алваро Сиза (Променад Алваро Сиза) и Гюнтера Фогта. Сад Пита Аудольфа станет новой гранью ансамбля и источником новых, постоянно изменяющихся впечатлений для посетителей“, – поясняет Рольф Фельбаум, почетный председатель Vitra.

Vitra

В основе всех проектов Аудольфа лежит идея ландшафта, который выглядит “первозданным” и “неприрученным”, но который не может существовать в такой форме без детального планирования и столь же тщательного ухода. Сады Аудольфа обыгрывают определенные социальные представления о дикой природе. “Я всего лишь пытаюсь превратить наши общие фантазии в реальность“, – комментирует дизайнер. При этом его сады совсем не являются “дикими”.

Vitra

Аудольф стремится достичь сбалансированной композиции или формирования, по его собственному замечанию, «сообществ» растений с ярко выраженными сильными и слабыми сторонами, разными периодами цветения и жизненными циклами, чтобы посещение сада вызывало эмоциональный отклик круглый год, как в разгар сезона цветения, так и в период увядания.

Vitra

Для этого необходима тщательная организация, включая точный график и кропотливый поиск подходящих растений и потенциальных поставщиков в дополнение к схеме посадки, которая в случае с Питом Аудольфом сама по себе выглядит как произведение искусства. Это касается и плана, который лежит в основе проекта Аудольфа на кампусе Vitra. В саду будет использовано около 30 000 растений, включая виды с такими загадочными названиями, как Persicaria amplexicaule (горец свечевидный) “Alba”, Echinacea pallida (эхинацея бледная) “Hula dancer” или Molinia, молиния пурпурная, “Moorhexe”. Они формируют основу сада, который в значительной степени обходится без построенных структур, но одновременно отказывается служить простым украшением для окружающей его архитектуры. Ландшафт дополняет постройки кампуса и обеспечивает им новые перспективы, как подчеркивает Аудольф.

Vitra

Сад призван переключить внимание посетителей кампуса от зданий к земле, создавая состояние вдохновляющей дезориентации во время прогулок по извилистым дорожкам среди растений в тщетном поиске строгой геометрии с прямыми линиями и четким композиционным центром. “Я хочу, чтобы в моем саду “терялись”, а не просто проходили сквозь него“, – подытоживает Аудольф, стремясь к тому, чтобы посетители его садов переживали опыт, который является в равной степени эмоциональным и эстетическим.

Vitra

Для Пита Аудольфа, в прошлом бармена и торговца рыбой, растения представляют собой нечто большее, чем органическая материя, которую он использует для украшения своих садов. По собственным словам дизайнера, его отношения с миром растений граничат с одержимостью. “Растения для меня являются личностями, которые я могу задействовать и упорядочивать в соответствии с их внешним видом и поведением. Каждое растение “играет” по-своему, но в итоге обязательно должна получиться увлекательная пьеса“.

Vitra

Если погода и другие глобальные обстоятельства сложатся благоприятно, первоначальные результаты репетиций цветочного театра станут видимыми на кампусе Vitra к сентябрю. Но это только начало, объясняет Аудольф. “Это не то же самое, что нарисовать картину и повесить ее на стену. Я создаю картину и позволяю ей расти и увядать“.

Фото:  © Vitra