МОДА НА ПАРОВЫЕ СТАНЦИИ

НОЧНАЯ ЛИХОРАДКА

17 марта в Музее Дизайна Vitra откроется выставка “Ночная лихорадка. Дизайн клубной культуры с 1960х годов и до наших дней”, посвященная истории клубного движения. Это первое масштабное исследование взаимоотношений клубной культуры и дизайна в прошлом и настоящем

Vitra

Звуковая система Despacio, Manchester International Festival, 2013 © Rod Lewis

С 1960х годов клубы играют роль эпицентров массовой культуры; яркие пространства ночного досуга открывают архитекторам и дизайнерам по всему миру широкие возможности для создания вдохновляющих творческих концепций. Выставка в Музее Дизайна Vitra рассказывает о ночных клубах как пространствах, в которых архитектура и дизайн интерьера соединяются со звуком, светом, модой, графическим дизайном и визуальными эффектами. Представленные на выставке примеры варьируются от итальянских клубов 1960х годов, созданных протагонистами «Радикального дизайна», до легендарного Studio 54, завсегдатаем которого был Энди Уорхол; от спроектированного Аратой Исозаки Palladium в Нью-Йорке до концепции лондонского клуба Ministry of Sound архитектурной студии OMA.

Vitra

Ночной клуб Palladium, Арата Исозаки, Нью-Йорк, 1985 © Gallery New York

«Ночную лихорадку» откроет раздел, посвященный 1960м и исследующий формирование идеи ночного клуба как пространства экспериментов с дизайном, новыми медиа и альтернативным образом жизни. Один из примеров – The Electric Circus (1967) в Нью-Йорке, интерьер которого спроектировал архитектор Чарльз Форберг, а логотип и шрифт разработала известная студия графического дизайна Chermayeff & Geismar. Этот проект послужил прототипом для Space Electronic (1969) во Флоренции. Разработанный коллективом Gruppo 9999 интерьер этого ночного клуба был связан с итальянским авангардным движением «Радикальный дизайн».

Vitra

Ночной клуб Space Electronic, Флоренция, Gruppo 9999, 1971 © Gruppo 9999

Сюда также относится Piper в Турине (1966), спроектированный Джорджо Серетти, Пьетро Деросси и Риккардо Россо как многофункциональное пространство с модульным интерьером для проведения концертов и представлений экспериментального театра. Еще одним культовым местом в Италии стал пляжный клуб Gruppo UFO Bamba Issa в Форте-дей-Марми (1969), тематический интерьер которого полностью менялся каждое лето в течение трех лет работы заведения.

Vitra

Пляжный клуб Bamba Issa, Gruppo UFO, 1969 © Carlo Bachi/Gruppo UFO

С наступлением эпохи диско в 1970х годах клубная культура получила новый импульс. Танцевальная музыка превратилась в отдельный жанр, а танцпол – в сцену индивидуальных и коллективных выступлений, идеальные наряды для которых обеспечили такие модные дизайнеры, как Halston и Стивен Берроуз. Фаворитом знаменитостей стал нью-йоркский клуб Studio 54, основанный Яном Шрагером и Стивом Рубеллом в 1977 году и спроектированный Скоттом Бромли и Роном Даудом. Фильм «Лихорадка субботнего вечера», который вышел на экраны два года спустя, ознаменовал собой высшую точку коммерческого успеха диско. «Ночь уничтожения диско», организованная на бейсбольном стадионе в Чикаго, стала, в свою очередь, кульминацией негативной реакции на диско-движение, которая была окрашена гомофобными и расистскими настроениями.

Vitra

Дискотека Flash Back, Борго-сан-Дальмаццо, ок. 1972, Studio65 © Paolo Mussat Sartor

Примерно в то же время такие очаги бурной ночной жизни Нью-Йорка, как Mudd Club (1978) и Area (1983), превращаются в пространства синтеза клубной сцены и искусства. Именно здесь начинают свою карьеру художники Кит Харинг и Жан-Мишель Баския. В начале 1980х лондонские клубы, в частности, The Blitz и Taboo, становятся местом зарождения неоромантического движения в музыке и моде; бунтарь Вивьен Вествуд числится среди завсегдатаев Kinky Gerlinky Майкла и Герлинде Костифф.

Vitra

Интерьер клуба Haçienda, Манчестер © Ben Kelly

Однако настоящий «постиндустриальный храм рейва», спроектированный архитектором и дизайнером Беном Келли Club Fac 51 Haçienda (1982), появляется в Манчестере: именно отсюда начинает свое триумфальное шествие по Великобритании эйсид-хаус. Хаус и техно стали, пожалуй, последними мощными направлениями в танцевальной музыке, которые сыграли решающую роль в формировании культуры ночных клубов и рейверов. В начале 1990х, вскоре после падения Стены, эти музыкальные течения приходят в Берлин; заброшенные бесхозные пространства осваиваются такими клубами, как Tresor (1991). Более десятилетия спустя на бывшей отопительной станции открывается культовый клуб Berghain (2004), вновь демонстрируя, как ярко может цвести клубная культура на пустырях и в покинутых зданиях.

Vitra

Интерьер клуба Tresor, Берлин, 1996/97 © Gustav Volker Heuss

С начала 2000х для клубного движения наступают неоднозначные времена. С одной стороны, его развитие поддерживают мировые бренды и музыкальные фестивали, с другой – ночные клубы все чаще вытесняются из города или становятся не более чем историческими памятниками. В то же время клубное пространство становится объектом внимания нового поколения архитекторов. Бюро Рема Колхаса OMA разрабатывает проект Ministry of Sound в Лондоне, а дизайнеры Akoaki из Детройта создают мобильную ди-джейскую будку Mothership для продвижения богатого клубного наследия своего родного города.

Vitra

План клуба Ministry of Sound, OMA, 2015 © OMA

Рассказ об истории клубного движения дополнит созданная дизайнером выставки Константином Грчичем и световым дизайнером Маттиасом Зингером музыкально-световая инсталляция. Подборка обложек музыкальных альбомов, от работ Питера Сэвилла для Factory Records до пластинки Nightclubbing Грейс Джонс, подчеркивает взаимосвязь между музыкой и дизайном в клубной культуре. Выставка предлагает взглянуть на ночной клуб как на нечто большее, чем бар с танцами – как на среду интенсивного опыта, задействующую все органы чувств.

Vitra

Музыкальная машина Tecnobrega, Club Belém do Pará, Бразилия, 2016 © Vincent Rosenblatt

Выставка продлится до 9 сентября 2018 года.