В ДУБАЕ ОТКРОЕТСЯ ВТОРОЙ ШОУРУМ DANTONE HOME

ГАЭ АУЛЕНТИ: ТВОРЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ

29 февраля Музей Дизайна Vitra открывает новую выставку, посвящённую одному из наиболее влиятельных архитекторов и дизайнеров послевоенного периода XX века, «Гаэ Ауленти: творческая вселенная». Выставка будет открыта в фондохранилище Vitra Schaudepot до 11 октября 2020 года. В 1960-х годах работы Гаэ Ауленти внесли весомый вклад в мировую репутацию Италии как лидера в области предметного дизайна. Итальянский дизайнер заслужила мировое признание благодаря преобразованию парижского железнодорожного вокзала в Музей Орсе. Однако, несмотря на более 700 реализованных проектов, Ауленти остается относительно неизвестной за пределами родной Италии. Выставка Vitra Design Museum призвана восполнить этот пробел. Экспозиция рассказывает о многогранности творчества Ауленти, охватывающего не только архитектурные проекты и объекты дизайна, но также интерьеры, декорации и костюмы. Выставку дополнят фотографии, эскизы и рисунки, а также слайд-шоу, документальные фильмы и интервью

ГАЭ АУЛЕНТИ
Гаэ Ауленти, 1989, Archivio Gae Aulenti © Hans Visser

Выставку открывают ранние объекты Ауленти для компании Poltronova. В их числе первый предмет мебели дизайнера, кресло-качалка Sgarsul (1962), которое характеризует современное прочтение формы, а также серия садовой мебели Locus Solus (1964). Ауленти использовала многие разработанные ею предметы, такие как диван Stringa (1963), для обустройства собственного дома. Также дизайнер разрабатывала предметы для Zanotta, в число которых входят версия Locus Solus из стальных трубок (1964), а также чрезвычайно легкий и удобный в хранении складной стул Aprilina (1964). В 1970/71 дизайнер переработала изначальный проект стула в более основательную версию и дополнила его подставкой для ног.

Предметы, которые Ауленти создавала параллельно для FontanaArte, демонстрируют использование разнообразных материалов и инновационный подход. Например, верхняя часть стеклянного светильника Giova (1964) может использоваться в качестве вазы, а скульптурный объекта Rimorchiatore (1967) из лакированного металла представляет собой гибрид светильника, вазы и пепельницы.

Помимо стекла и металла, Ауленти работала и с другими материалами. Например, ее стол Jumbo (1965) для Knoll выполнен из мрамора. Этот массивный предмет демонстрирует точно выверенную архитектуру форм, которая прослеживается уже в ранних объектах дизайнера. 

Ауленти зарекомендовала себя как дизайнер интерьеров благодаря проектам шоу-румов производителя пишущих машинок Olivetti в Париже (1966/67) и Буэнос-Айресе (1968). В Париже она использовала ламинированный пластик и нержавеющую сталь, чтобы подчеркнуть высокое качество представленной продукции. Интерьер дополнили светильники Pipistrello (1965), один из культовых предметов дизайнера, который и по сей день производится Martinelli Luce. В Буэнос-Айресе зеркальные потолки создавали калейдоскопический эффект, который усиливали светильники King Sun (1967), разработанные Ауленти специально для этого проекта в числе многих других объектов. Габаритные размеры светильника значительно больше, чем могут показаться на первый взгляд; этот прием дизайнер использовала и в других своих работах, таких как светильники Ruspa и Oracolo (оба 1968).

ГАЭ АУЛЕНТИ
Pipistrello, Гаэ Ауленти, Martinelli Luce, 1965 © Vitra Design Museum, фото: Andreas Sütterlin

Превращение парижского железнодорожного вокзала Орсе в музей, выполненное в период с 1980 по 1986 год, стало одним из наиболее известных архитектурных проектов Ауленти, который принес ей и ее архитектурной практике международное признание. За этим последовали заказы по перепроектированию интерьера MNAM (Musée National d’Art Moderne) – Центра Жоржа Помпиду в Париже (1982–85), модернизации Палаццо Грасси в Венеции (1985/86), а также реконструкции Палау Насьональ на горе Монтжуик в Барселоне (1985-1992), который стал Национальным музеем Каталонии. 

ГАЭ АУЛЕНТИ
Stringa, Гаэ Ауленти, Poltronova, 1963 © Vitra Design Museum, фото: Andreas Sütterlin

В рамках проекта Орсе Ауленти разработала предметы, которые впоследствии были адаптированы для использования в домашнем интерьере, такие как рамы для фотографий с опорами. Предметы мебели для Палаццо Грасси берут свое начало в декорациях Ауленти к опере Джоаккино Россини «Путешествие в Реймс» (1984/85), которые составляют часть ее длительной деятельности в качестве художника по декорациям и костюмам.

ГАЭ АУЛЕНТИ
Мастерская и квартира Гаэ Ауленти на Via Annunciata, Милан, 1969, Archivio Gae Aulenti © Aldo Ballo

Благодаря ресурсам Архива Гаэ Ауленти в Милане и других коллекций, выставка «Творческая вселенная» также включает в себя подборку менее известных работ итальянского дизайнера, таких как дизайн упаковки для косметики французской компании Rochas (1978), вазы для производителя муранского стекла Venini (1995-2008), а также тостер (1996) и блендер (1998) для производителя электроники Trabo. 

ГАЭ АУЛЕНТИ
Шоурум Olivetti, Гаэ Ауленти, Париж, 1966/67, Archivio Gae Aulenti © RM

Эти работы наглядно демонстрируют профессиональный универсализм Ауленти и ее чуткость к уникальным потребностям каждой ситуации. Ауленти больше интересовал новаторский поиск решений, нежели поддержание единого авторского стиля. Тем не менее большинство ее объектов отмечены выразительными, символичными формами. Предметы Ауленти приковывают к себе взгляд и запоминаются навсегда.

ГАЭ АУЛЕНТИ
Квартира Гаэ Ауленти на Via Fiori Oscuri, Милан, 1993, Archivio Gae Aulenti © Santi Caleca

Выставка «Гаэ Ауленти: творческая вселенная» будет доступна для посещения с 29 февраля по 11 октября 2020 года в здании открытого фондохранилища Vitra Schaudepot в Вайле-на-Рейне (Германия).
Выставка пройдет при поддержке: 
Посольства Италии в Берлине, Martinelli Luce и Bottega Ghianda.