«ГОВОРИТЬ В ОДИНОЧКУ»
Bernardaud создал коллаборацию с каталонским художником Жоаном Миро, которая получилась благодаря непосредственному участию его внука Жоана Пуньо Миро. В результате совместной работы на свет появился столовый сервиз из 100 предметов, украшенный рисунками из книги «Говорить в одиночку» (Parler Seul) Тристана Тцара, которую иллюстрировал Жоан Миро
Сервиз на 100 предметов из коллаборации Bernardaud x Joan Miro. Примеры сервировки закусок и десертов.
Bernardaud много лет сотрудничает с художниками – от Калдера и Шагала до ван Донгена, – передавая красоту изобразительного творчества через фарфоровые изделия. Внук Миро Жоан Пунье Миро (Joan Punyet Miró) знал трепетный подход бренда к колаборациям, видел результаты работы мастеров Bernardaud.
Мишель Бернардо (Bernardaud) и Жоан Пунье Миро (внук Жоана Миро) на мануфактуре Bernardaud в Лиможе.
«Дедушка обожал керамику, – говорит Жоан Пунье Миро. – Например, керамическая стена с фреской «Солнце и Луна», созданная для парижского отделения ЮНЕСКО, керамические полотна в аэропорту Барселоны и на здании Дворца Конгрессов в Мадриде. А в конце жизни дедушка создавал отдельные фарфоровые произведений. Но что меня в большей степени побудило работать с Bernardaud – это то, как дедушка ценил семью и как любил совместные семейные застолья. Он любил, когда мы собирались вместе. Придавал большое значение молчаливой трапезе, любил рассматривать приборы и тарелки, пробовать пищу, подбирать к ужину красное вино и хвалить блюда моей бабушки Пилар. Застолье было для него источником вдохновения. Он брал салфетки, кусок хлеба – и на наших глазах создавал из них скульптуру! Это был творческий порыв, который он с удовольствием разделял с семьей в своей неповторимой заразительной манере. Поэтому я хотел заложить в основу этого проекта четыре базовых принципа: семью, керамику, поэзию и культуру».
Жоан Пунье Миро и Фредерик Бернардо с первым изданием «Говорить в одиночку», которое хранится в Фонде Жоана Миро в Барселоне.
«Говорить в одиночку» оказалась идеальной книгой для реализации данного проекта, – объясняет Хуан Пунье Миро. – Она представляла творчество Миро в его цельности, подчеркивая важность поэзии как искусства, а также насыщенность цветов и богатство объемов иллюстраций, которые мы смело перенесли на фарфор». Каждый гость теперь сам сможет «пролистнуть» всю эту книгу – от закуски к десерту.
«Говорить в одиночку»: обложка-коллаж с оригинальными литографиями Жоана Миро.
Этот замысел напоминает личную встречу Жоана Миро и поэта Тристана Тцара. Оказавшись в послевоенном Париже, они возобновили общение после длительного перерыва, хотя оба уже отошли от движения сюрреализма, объединившего их в 1920-х. Жоан Миро не раз говорил: «Для меня нет никакой разницы между живописью и поэзией».
Сервиз на 100 предметов из коллаборации Bernardaud x Joan Miro. Примеры сервировки закусок и десертов.
Выполненные Миро яркие графические символы – звезды, солнце, луна, арабески – напоминают музыкальные ноты, китайские иероглифы и рунические знаки. Эти присущие творчеству Миро мотивы спонтанно сочетаются друг с другом, а создаваемые ими фигуры, кажется, способны существовать самостоятельно. Продуманное использование линий и штрихов, насыщенные, прекрасно сбалансированные цвета создают живые композиции с гармонично распределенным пространством.
Декоративная мастерская Bernardaud в Лиможе.
Потребовались многие месяцы работы и все мастерство ремесленников Bernardaud, чтобы перевести оригинальные книжные иллюстрации на тарелки и с точностью воспроизвести каждый мазок художника. Фарфор отличают одновременно хрупкость, жесткость и свечение, а его чистота и белизна подчеркивают насыщенность каждого оттенка, использовавшегося Миро. Bernardaud также стремился передать текстуры рисунков: плотность гуаши, прозрачность акварели и глубину туши.
Декоративная мастерская Bernardaud в Лиможе.
«Цветовая палитра Миро отражает мир Средиземноморья, передает ощущение счастья и радости жизни», – говорит внук художника. А так как фарфор неподвластен воздействию воды или огня, время теперь не властно над этими творениями, и они останутся в своем первозданном виде. «Мы хотим сидеть за столом все вместе, окруженные этой красотой. Красота и утонченность фарфора, а также величие этой палитры делают нас счастливыми. Мы собираемся за столом, чтобы хорошо провести время, поесть и поделиться важными для себя вопросами. Эти цвета, по сути, есть олицетворение подлинного счастья!»
Жоан Миро