LISON DE CAUNES/ ЛИЗОН ДЕ КОН – МАСТЕР СОЛОМЕННОГО МАРКЕТРИ

ЖАН ПРУВЕ И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МЕБЕЛЬ

С 19 по 22 ноября в Москве в Центральном Доме Архитектора пройдет II Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival, организатором которого является Союз архитекторов России. В последний день работы фестиваля состоится лекция историка дизайна и основателя Chairmuseum (Санкт-Петербург) Павла Ульянова, посвященная творчеству французского архитектора и дизайнера, одного из самых талантливых конструкторов XX века — Жана Пруве.

ЖАН ПРУВЕ

Лекция “Жан Пруве и металлическая мебель” организована компанией Vitra, которая переиздает иконы дизайна авторства Пруве. Тема фестиваля 2019 года – преодоление. Жан Пруве был высококлассным изобретателем и профессионалом, который всегда выбирал свой собственный путь; его творческая и личная биография служит примером преодоления себя, а также политических, экономических и технологических условий того времени, в которое он жил

ЖАН ПРУВЕ

Жан Пруве © Centre Pompidou, Mnam, Bibliothèque Kandinsky, Fonds Jean Prouvé

Металл для производства мебели используется более двух тысяч лет, в то время как металлические архитектурные конструкции стали применяться менее чем триста лет назад. Длительное время оба направления развивались независимо, пока Жан Пруве не объединил их в своем творчестве.

ЖАН ПРУВЕ

Заправочная станция, Жан и Анри Пруве, 1953; кампус Vitra, Вайль-на-Рейне © Vitra

Во время своего обучения на художника по металлу Пруве изучил различные методы обработки стали, которую начали активно применять последователи “современного движения” (mouvement moderne). Жан Пруве хорошо представлял себе, каким образом металлу „придается форма“. В этом он был признанным мастером не только в своей стране, но во всем мире. С 1924 по 1955 гг. в период работы в своем ателье Пруве разработал специальный подход – инструмент, гарантировавший ему платформу для постоянной инновации. Точнее сказать, сами его мастерские и явились тем инструментом, который обеспечил конструктору возможность найти прямой путь от проекта к реализации. В те годы творческий подход играл важную роль при проектировании и изготовлении мебели из стального листа для публичных помещений – студенческих общежитий, школ и бюро, и тем более при производстве строительных элементов и средовых конструкций. Для Жана Пруве не было различия, конструирует он мебель или здание – инженерный подход был общим.

ЖАН ПРУВЕ

Настенный светильник Petite Potence, Жан Пруве, 1947 © Vitra

В послевоенное время восстановления экономики деятельность мастерских Жана Пруве оказывала важное влияние как на дизайн мебели, так и на культуру жилья, в целом. Начало 1947 года отмечено бурным развитием сферы производства предметов жилой обстановки. В это время Пруве выпустил свою первую коллекцию мебели. Кроме того, Жан Пруве разрабатывал различные системы для промышленных зданий, в том числе так называемые „навесные фасады“. В настоящее время эти элементы пользуются повышенным спросом у коллекционеров (отдельные экземпляры находятся в собраниях Центра Помпиду, Cite de l’architecture, MoMA в Нью-Йорке).

ЖАН ПРУВЕ ЖАН ПРУВЕ

Настольная лампа Lampe de Bureau, Жан Пруве, 1930 © Vitra

За 30 лет Жан Пруве вырос без какой-либо официальной поддержки от чистого художника до производителя мебели и строительных конструкций в промышленных масштабах. Всю прибыль он пускал на совершенствование важного для его ремесла оборудования. Остаток в качестве премии делился на всех работников фирмы. Фирма никогда не оказывалась на грани банкротства. В начале 1956 года „Мастерские Жана Пруве“ были поглощены крупной промышленностью и перестали существовать. Для Пруве конец независимого существования стал двойным ударом. Он был поставлен перед необходимостью отвоевывать заново „свое имя, свое образование и свои технические возможности“. Как сказал Ле Корбюзье, “когда у человека отнимают существенное, он старается добиться лучшего, использовать наилучшим образом то, что ему остается“.

ЖАН ПРУВЕ

Virgil Abloh Special: Antony, Petite Potence, Ceramic Block by Jean Prouvé, 2019 © Vitra

Одновременно с деятельностью в качестве главы конструкторского бюро в 1957 – 1970 гг. Жан Пруве преподавал дисциплину «Прикладное искусство и ручная работа» в Париже в Консерватории искусств и ремесел. Его занятия пользовались большим успехом, аудитория была неизменно полна. Среди слушателей было немало студентов архитектурных специальностей, чей профессиональный интерес был разбужен благодаря разработкам Пруве и кто хотел выразить свои идеи на чертежной доске. Педагогическое кредо Пруве гласило: „То, что не может быть изготовлено, спроектировано не будет“.

Об этом и многом другом вы узнаете на лекции:

“Жан Пруве и металлическая мебель”
22 ноября в 17:00
Центральный Дом Архитектора, Гранатный переулок, д. 7
Вход свободный, по предварительной регистрации.

Комментарии