«ЖИЗНЬ В НЕБОСКРЁБЕ»

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ ГРАВЮР ДЮРЕРА

Архитектор и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова оформила пространство для выставки гравюр Дюрера в Государственном историческом музее. Современное оформление позволило интересным образом реализовать идеи знаменитого художника и раскрыть замысел куратора выставки


Агния Стерлигова

Игра контрастов, прошлое\средневековье и будущее\футуризм, предлагает взглянуть на гравюры Дюрера сквозь призму фантастики: от  кинокартины Кубрика с его выверенным кадром съемки и космической атмосферой («Космическая одиссея 2001 года» ) до повести братьев Стругацких («Трудно быть богом»). Рациональное и иррациональное, фантастика и повседневность, элементы различных мифологий и научные аллегории причудливым образом смешиваются и соединяются в гравюрах Дюрера. Это особенность творчества мастера Северного Возрождения перекликается и с дизайном оформления выставки: «золотой» коридор с четкими геометрическими пропорциями, напоминающий математическую точность штрихов и расположения объектов на гравюрах художника, «апокалипсис» (серия работ) и нависающие над головой «камни» – осколки некой материи. Ультрасовременный декор в залах подчеркивает «давно ушедшую», но все еще влияющую на нашу современную жизнь эпоху XIV-XV веков.


Агния Стерлигова

В представленном проекте сценография выставки стала важной составляющей в раскрытии замысла куратора. Архитекторы постарались выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки.


«В 1528 году Эразм Ротердамский писал о Дюрере: «…чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека…» Поэтому я предложила архитектору выставки создать такую среду для его произведений, которая помогла бы раскрыть художественный язык великого мастера во всей полноте», – поделилась своим видением куратор выставки Наталья Углева.

Агния Стерлигова
Агния Стерлигова

Архитектор и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова: «Главной отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции стало само творчество великого мастера эпохи Возрождения. Инсталляции, представленные в залах, вдохновлены заданным художником контекстом. Они становятся своего рода тотемами, заключая в себе смысл каждой из глав повествования и транслируя его на уровне ощущений и ассоциаций».


Так, например, комета с гравюры «Меланхолия I», являвшаяся во времена художника предвестником чего-то дурного, неким тревожным знамением, навела архитекторов на мысли о космогонических мифах и лунном затмении, а отчужденность и холодность космического пространства определила выбор горячекатанной стали в качестве акцентного материала в первом зале.


Агния Стерлигова

Традиционная техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске, в которой, в том числе работал мастер, закрепила металлы золотистых оттенков в статусе основной фактуры экспозиции.

И поскольку в задачу архитекторов входило и звуковое оформление экспозиции, к пространственному измерению добавили еще и саунд дизайн, который дает дополнительную драматургию проекту. Инсталляцию с небесным телом дополнил звук одинокой капли, падающей словно с вековых сталактитов в глубокой гулкой пещере, чтобы усилить ощущение вечности, безвременья космического пространства.



Валежник, неизменный атрибут крестьянского быта, символизирует хлопоты персонажей с гравюр Дюрера, проводящих свои дни в неизбывных трудах. Дополняет инсталляцию шелест колышущихся листьев как некий пасторальный мотив, звук крестьянских будней, проходящих в трудах, звук гуляющего в полях ветра. Драпировки сакрального одеяния Богоматери повлияли на пластику стены, она словно вторит рассказу, развернутому в серии копий Маркантонио Раймонди.


Агния Стерлигова

Характерные нимбы святых в серии работ «Размышляя о священном» нашли отражение в перекрестных сияющих лучах, складывающихся в центре зала в циклопическую небесную арфу. Звуковое сопровождение в виде легкого перезвона хрустальных колокольчиков кажется музыкой незримых ангелов, как бы доносящейся из небесной выси.


Агния Стерлигова

Плотность и жесткость штриха в серии «Гравированные страсти» созвучна спутанным нитям в подпотолочном пространстве, а их багряный цвет накаляет атмосферу зала, побуждая зрителей сопереживать тяготам Христа.


Агния Стерлигова

Тема судьбы, фатума, блуждания человеческой души в мирской суете была интерпретирована авторами оформления, как хаотичный лес колонн, создающий эфемерное препятствие на пути зрителя. Столбы, расставленные в зале, буквально заставляют его петлять, словно между деревьев. Ощущение этого мистического леса усиливается стрекотом цикад и зловещим уханьем совы. Зависшие в невесомости камни олицетворяют останки, сохранившиеся после взрыва небесного светила.


На выставке в Историческом музее представлено более 120 гравюр мастера (из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии), включая самые известные – «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана», а также серия «Апокалипсис» из пятнадцати листов иллюстрирующих последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова».

Также в экспозиции впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера из собрания Исторического музея, среди которых такие известные как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье». Произведения великого мастера сопровождаются работами его современников, которые копировали его гравюры и предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV-XVI вв. из собрания ГИМ.


Куратор выставки: Наталья Углева

Архитекторы: Агния Стерлигова, Елена Рассадина, бюро Planet9

Автор фотографий: Василий Буланов, Planet9