ТОП-5 САДОВ ФЕСТИВАЛЯ САДЫ И ЛЮДИ

ДИЗАЙН VS ОСВЕЩЕНИЕ. ПРИМЕРЫ ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ ПРОЕКТОВ

Про особенности российского рынка светодизайна и о том, где искать вдохновение, рассказала эксперт в области архитектурного освещения и медиаинсталляций, член международной ассоциации дизайнеров IAD и член жюри Евразийской премии «Золотой Фотон», светодизайнер Наталья Копцева


Специфика российских компаний


Многие проектные компании практикуют дизайн бесплатно, ставя во главу коммерческую выгоду – продажу осветительной техники, а не сам проект. Пожалуй, это является главной особенностью и ошибкой российской отрасли.


светодизайн
Архитектурно-художественное освещение перехода башни «Исеть»

Тогда как, с моей точки зрения, важным должно быть достижение реализации концептов и идей с применением эффективных светотехнических решений. Создание комфортного и доступного сервиса для клиента с предложением дизайн-проектов, в центре которых прежде всего стоит человек и его потребности. И примеры компаний с таким подходом тоже есть – это профессиональные сообщества, увлеченные общей идеей. Именно они делают лучшие проекты и побеждают на конкурсах.


светодизайн
Наталья Копцева (светодизайнер)

Как специалист, который занимается светодизайном для российских городов уже около 20 лет, могу сказать, что проектирование в рамках контракта позволяет привлечь больший ресурс. Можно приобщить разноплановых специалистов, сделать проект мультидисциплинарным, более детально рассмотреть объект, среду, пространство и взаимодействие с потребителем, провести аналитику, в конце концов. И уже на основании всего этого подготовить комплексные решения с учетом различных факторов.


Ведь светодизайн — это не только нормы, но еще и искусство. Нет никаких изначально готовых решений. Их нужно придумать, изобрести. А уже потом подбирать светотехнические средства для реализации замысла. Не наоборот.


В диалоге со светом


Свет – невероятно гибкий инструмент, если он в умелых руках. Грамотно спроектированные и реализованные проекты по архитектурному и ландшафтному освещению повышают уровень жизни, делают город более доступным для широкой аудитории. Невероятным образом свет влияет на эмоции. Поэтому в контексте вечернего мегаполиса светодизайн – это объемное понятие. Благодаря освещению можно создать как укромные уголки, так и акцентировать зоны, обеспечив точки притяжения за счет изменения светотехнических характеристик.

В частности, при зонировании городской среды очень важен выбор формы осветительных приборов, их метрик и расположения. Все это работает на создание уникального настроения, которое определяет общий стиль и дарит комфорт. Делает пространство камерным или, наоборот, более динамичным, подчиняясь идеям благоустройства и решениям архитекторов. Искусственное освещение выполняет не только свою прямую функцию – обеспечивает видимость в вечернее и ночное время, но и влияет на эстетическое восприятие городской среды. Например, приятно прогуляться в парке, где световая температура тяготеет к теплым оттенкам.


Сегодня освещение стало частью коммуникации: свет наполняет пространство новыми смыслами, направляет человека, предупреждая об опасности, и помогает расслабиться, создавая соответствующую атмосферу.


Рассмотрим наш проект по архитектурно-художественному освещению перехода башни «Исеть» в Екатеринбурге, который был отмечен премией «Золотой Фотон» в 2020 году. Это пример того, как свет становится частью коммуникации. Вся структура перехода наполнена датчиками движения, и когда посетители перемещаются по нему, то свет следует за ними.


светодизайн

Архитектурно-художественное освещение перехода башни «Исеть» (Екатеринбург, проект Интилед – лауреат премии «Золотой Фотон» в 2020 г.)


Инсталляция имеет двойной эффект, ведь свет работает, как внутри, так и снаружи. Световой поток получается очень живым и перетекающим, работая на внутреннее и внешнее городское пространство.


Проекты, которые потрясают


Хочу отметить уровень проектов по интерьерному освещению общественных пространств, которые были представлены на премии «Золотой Фотон» в прошлом сезоне. Почти все номинанты набрали очень высокие баллы у жюри.


светодизайн

Освещение Кенигсбергского кафедрального собора (Калининград, проект БЛЭК РЭЙС – победитель премии «Золотой Фотон» в 2021 г.)


Впечатлил проект освещения фасада по технологии слайд-мэппинг для Кенигсбергского кафедрального собора на острове Канта в Калининграде. Необычным решением для такого проекта оказался калейдоскоп разнообразных графических световых образов, который создает для посетителей этого места настоящую сказку в контексте общей световой среды.


светодизайн

Постоянная экспозиция «Вселенная Калевала» (Петрозаводск, проект Центра культурного, социального и экологического проектирования «Гуманитарные дизайн-программы» – победитель премии «Золотой Фотон» в 2021 г.)


Буквально потрясла работа, проделанная авторами дизайн-проекта постоянной экспозиции «Вселенная Калевала» Центра культурно-социального и экологического проектирования. Проектировщикам удалось создать пространство, помогающее зрителю, возможно не читавшему эпос, окунуться в сказочный мир сюжетов, копившихся веками.


светодизайн

Освещение дома Сироткина Нижегородского художественного музея (проект компании АТ-Лайт – лауреат премии «Золотой Фотон» в 2021г.)


Очень тонко сработали светодизайнеры над проектом освещения экспозиционно-выставочных пространств дома Дмитрия Сироткина Нижегородского государственного художественного музея.


В этом году в рамках премии «Золотой Фотон» я ожидаю от проектов по архитектурному освещению большего разнообразия и детализации в области светового контента.


Несмотря на то, что я – светодизайнер и занимаюсь проектированием искусственного света, считаю крайне важным наблюдать за естественным освещением, потому что мир сам по себе уже является источником вдохновения. Все инновации – они вокруг нас, они запечатаны в окружающем пространстве. Главное — не ограничивать себя в возможностях для поиска идей дизайна освещения.


В 2022 году Евразийская премия «Золотой Фотон» пройдет в пятый раз и особое внимание будет посвящено теме умного города и созданию комфортных городских пространств.

Комментарии