«АНТИЧНОСТЬ. СИСТЕМА КООРДИНАТ»

НИКОЛАЙ РЕРИХ

Третьяковская галерея открыла самый ожидаемый проект 2023 года — выставку Николая Константиновича Рериха (1874–1947), одного из наиболее известных русских художников конца XIX – первой половины ХХ века


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея

Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н.К. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей – Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.


Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. „Восста род на род“» (1897) и «Заморские гости» (1901, обе — Государственная Третьяковская галерея), — так и малоизвестные работы.


Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» (1910, Государственный Русский музей), исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку
А.П. Бородина «Половецкие пляски». Холст, темпера. Третьяковская галерея

Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.П. Дягилевым в 1909 году в Париже.


Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» — первая картина художника, приобретенная П.М. Третьяковым. Первая часть знакомит зрителей с русским периодом творчества Рериха.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023

Пространство зала представляет собой крест, вписанный в квадрат, а произведения сгруппированы по разделам. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023

Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» (1916, Государственная Третьяковская галерея). А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Канченджунга. 1936. Государственная Третьяковская галерея

В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023

Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» (1925, Нижегородский государственный художественный музей), написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» (1935), «Твердыни Тибета» (1931–1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока), «Меч Гэссэр-хана» (начало 1930-х), «Тень Учителя. Тибет» (1932, обе — Государственная Третьяковская галерея), «Кришна» (1946, Государственный Русский музей) и серией гималайских этюдов.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Город строят. 1902. Государственная Третьяковская галерея

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Здесь представлены эскизы к знаменитым постановкам «Князь Игорь», «Снегурочка», «Пер Гюнт» и «Весна священная».


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023

В этой части выставки впервые в процессе реставрации показан публике задник к легендарному балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан». Для работы с масштабным полотном (10 х 23 метра) отдел реставрации масляной живописи XVIII – начала XX века под руководством А.И. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении.


НИКОЛАЙ РЕРИХ
Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023

Москва, Новая Третьяковка, выставка открыта с 10 октября 2023 по 10 марта 2024