«АНТИЧНОСТЬ. СИСТЕМА КООРДИНАТ»

ЭНДИ УОРХОЛ И РУССКОЕ ИСКУССТВО

24 октября в Еврейском музее откроется масштабный проект «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»


Энди Уорхол. “Суп Кэмпбелл”. 1982

В экспозицию войдут более 60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников из частных собраний. Генеральный партнер проекта – Тинькофф Город.



В 60-е годы Энди Уорхол говорил о себе: «Я стану твоим зеркалом». Художник, еще при жизни ставший иконой поп-арта, оказал огромное влияние не только на американское искусство второй половины ХХ века, но и на глобальные процессы, происходившие в мировой культуре. Работы Уорхола, в которых он обращался к темам славы, богатства, рекламы и консьюмеризма, спровоцировали появление абсолютно нового подхода в философии искусства и нового образа художника. «Бренд Уорхола» сыграл особую роль в формировании современного российского искусства, совпавшего с процессом формирования в стране арт-рынка. В этот период особую актуальность приобрело осмысление советской истории через темы американского поп-арта, когда вместо культа потребления исследовался культ потребления продуктов идеологии. Задача выставки – сформировать диалог между работами Энди Уорхола и ведущих российских художников и продемонстрировать многообразие, глубину и преемственность творческих методов короля американского поп-арта.  


Евгений Медведев Ма. Серия “Наташа”, 2007

Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева создали сложное и многочастное экспозиционное пространство, занимающее Лобби и Левую галерею Еврейского музея. Основные этапы его творчества: «Тусовка», «Я – бренд», «Шоппинг», «Как Энди стал Уорхолом», «Среда обитания», «Деньги», «Монро», «Слава» и «Memento mori» представлены в диалоге с творчеством ведущих российских художников: Владислава Мамышева-Монро, Авдея Тер-Оганьяна, Константина Звездочетова, Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Дмитрия Пригова, Сергея Шутова, Бориса Орлова, Павла Пепперштейна, Надежды Лихогруд, Ростислава Лебедева и других. 



Работы Уорхола и российских художников изящно зарифмованы. Так, известная шелкография «Мэрилин Монро» экспонируется рядом с фотографиями Владислава Мамышева-Монро в образе самой знаменитой блондинки Голливуда, здесь же оммаж произведению «Банка супа Кэмпбелл» – картина Авдея Тер-Оганьяна из серии «Картины для музея» и скульптура «Шесть банок» Дарьи Кротовой. А знаменитой работе «Доллар» соответствует одноименное произведение Ольги Тобрелутс. Некоторые экспонаты были созданы специально для выставки, как, например, портрет «Энди» Павла Пепперштейна и «Лес» Владимира Потапова.



Евгений Медведев Ма. Серия «Мечта о детской книге», 2015

В 2021 году проект «Энди Уорхол и русское искусство» с успехом прошел в пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге. Для выставки в Москве экспозицию существенно обновили: посетители увидят как культовые произведения – «Суп Кэмпбелл», «Мэрилин Монро», «Мао Цзедун», «Лиз Тейлор», так и малоизвестные ранние работы Уорхола, а также серии «Знак Доллара», «Двойной Элвис», «Цветы», «Я люблю твои поцелуи навсегда», «Две золотые Моны Лизы».



Представленные на выставке работы – оригиналы тиражной графики. Их значительная часть принадлежит бельгийской компании Sunday B.Morning, с которой Уорхол начал работать еще в 1970 году. В этот период художник, уже создавший несколько успешных серий, мечтал увеличить тиражи своих работ. Сотрудничество с Sunday B.Morning позволило ему выпустить по 250 экземпляров серий «Мэрилин» и «Цветы», которые впоследствии вошли во все каталоги и сегодня считаются раритетом. В конце 1990-х компания возобновила печать и продолжает выпускать «Мэрилин», «Суп Кэмпбелл» и другие знаменитые работы поп-артиста. Как и прежде, все листы снабжены пометкой «поставьте вашу собственную подпись», так как Уорхол полагал, что таким образом владелец каждого листа вовлекается в диалог с автором произведения. 


Дарья Кротова. Серия “Поп-русское бедное”, 2023

Для отечественных мастеров творческая интерпретация произведений Энди Уорхола началась в 1970-е годы и продолжается сейчас. Это и осмысление советской истории через темы американского поп-арта, когда вместо культа потребления исследуется культ потребления продуктов идеологии, и обращение к проблеме консюмеризма в самых разных ее проявлениях. «Энди Уорхол сыграл ключевую роль для развития российского искусства. В условиях репрессивной советской культурной политики, изоляции поп-арт вернул отечественное искусство на площадку актуальных художественных поисков, вытащив из состояния провинциального отставания», говорит куратор выставки Яна Звенигородская.



«Проект “Уорхол и русские художники” красочный яркий и легкий. Выстроенный диалог это размышление о темах, с которыми работал поп-артист и которые до сих пор развивают современные художники: становление, личный бренд, слава, деньги и в конце – смерть, поясняет продюсер проекта Ольга Ломанова. Хотя их диалог строился не напрямую, и как такового поп-арта в России не было, через визуальные растиражированные образы Энди Уорхол, один из самых известных художников, проник в нашу культуру и стал нам понятен».


Владислав Мамышев, Монро. “Жизнь замечательных Монро”, 1996

Стоимость первых выпусков тиражной графики знаменитого художника достигает шестизначных значений. Так, в прошлом году на торгах Christie’s шелкография «Простреленная шалфеевая Мэрилин» (1964) ушла за рекордные 195 млн долларов, став самым дорогим американским произведением искусства.


Даты проведения: 24 октября октября 2023 года – 18 февраля 2024 года. Возраст: 16+