ROSE NEBULA

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОД ЖЕНСКИМ РУКОВОДСТВОМ

Они управляют оркестрами, музеями, оперными театрами, выставочными залами и вносят струю свежего воздуха в культурную жизнь Вены. Все больше руководящих постов во многих учреждениях культуры занимают женщины. Что их всех объединяет? Они прекрасно образованны, имеют широкие связи по всему миру и грандиозные планы на будущее


Альбертина Модерн: Ангела Штиф (Angela Stief)


Эксцентричный внешний вид, увлеченность поп-культурой и критический взгляд в сочетании с феминистской повесткой – все это Ангела Штиф, яркий пример нового руководителя в культурной сфере Вены. С 1 сентября 2021 года она является директрисой и главным куратором галереи Альбертина Модерн. Открывшийся в 2020 году филиал знаменитой Альбертины сосредоточен на современном искусстве и постмодернизме.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© Sandro E. E. Zanzinger

Штайф, историк искусства по образованию, родилась в 1974 году в Аугсбурге и работала куратором в музее «Кунстхалле» в Вене, где на передний план выводила женский поп-арт, квир-моду и искусство перформанса. В Альбертине Модерн она уже работала в качестве одного из кураторов на выставке «Начало», посвященной открытию галереи. Сейчас в Альбертине Модерн проходит организованная Ангелой Штиф выставка поп-арта «80-е», посвященная стилевому многообразию 1980-х годов и началу постмодернизма. В качестве нового директора Штиф будет также руководить отделом искусства современности в основной Альбертине.


Музей прикладного искусства: Лилли Холляйн (Lilli Hollein)


С 1 сентября 2021 года новым генеральным директором Музея прикладного искусства (МАК), одного из важнейших учреждений, специализирующемся на венском дизайне начала XX века, стала Лилли Холляйн. Она родилась в 1972 году в Вене и уже широко известна в родном городе в качестве куратора, менеджера по культуре и эксперта по дизайну. В 2007 году Холляйн стала одним из основателей Венской недели дизайна (главного в Вене ежегодного мероприятия в области дизайна), а с 2013 по 2021 год руководила ей единолично, сделав за это время Вену важной точкой на карте мира современного дизайна.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© Katharina Gossow / MAK

Тяга к художественному проектированию и увлечение языком формы у нее в крови. Лилли Холляйн – дочь венского архитектора, обладателя Притцкеровской премии, Ханса Холляйна (1934–2014), а ее брат Макс Холляйн является директором музея Метрополитен в Нью-Йорке. Работу Холляйн в музее МАК можно в какой-то степени назвать возвращением к истокам, ведь она училась промышленному дизайну в Университете прикладного искусства, который находится здесь же.


Венская народная опера: Лотте де Бер (Lotte de Beer)


В сезоне 2022/2023 новую жизнь в Венскую народную оперу вдохнет Лотте де Бер, оперный режиссер из Нидерландов. Родившаяся в 1981 году, де Бер станет первой женщиной-руководителем этого театра с давними традициями. В мире музыкального театра ее знают давно. Режиссуре она училась в Амстердамской высшей школе искусств, а до этого постигала игру на фортепиано, вокал и актерское мастерство в Маастрихте.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© David Payr / Volksoper Wien

Первый большой успех пришел к Лотте де Бер в 2010 году, когда она стала одной из основательниц театра современной оперы «Операфронт». Позже ей удалось покорить музыкальные театры Европы: ее спектакли ставились в Лейпцигской опере, Баварской государственной опере и на Брегенцском фестивале, а гастроли проходили в Базеле, Мальмё и Эссене. В своих постановках Де Бер отходит от стандартных канонов и обращается к современным приемам. С Веной она уже хорошо знакома, успев поработать в Театре-ан-дер-Вин и Венской камерной опере.


Еврейский музей Вены: Барбара Штаудингер (Barbara Staudinger)


Многолетнего директора Еврейского музея Вены Даниелле Шперу с июля 2022 года сменит на посту Барбара Штаудингер (1973 года рождения). Ранее венка Штаудингер являлась директором Еврейского музея Аугсбурга-Швабии. Ее карьера началась в 1998 году в качестве научного сотрудника Института еврейской истории Австрии, с 2005 года она работала куратором в Еврейском музее Мюнхена и устраивала там различные выставки.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© Anderwald + Grond

Барбара Штаудингер среди других кураторов участвовала в переоформлении австрийской экспозиции в Государственном музее Освенцим-Биркенау. В своей профессиональной деятельности она работала над многими исследовательскими проектами и выпустила ряд научных публикаций по еврейской истории и культуре. В Венском университете Штаудингер обучалась истории, театральным наукам и иудаике, а докторскую диссертацию написала по теме «Евреи в Имперском надворном совете».


Театральный музей: Мари-Терез Арнбом (Marie-Theres Arnbom)


Под женским управлением с 1 января 2022 года окажется и Театральный музей, являющийся частью музейного объединения Венского музея истории искусств. Его новым научным руководителем станет Мари-Терез Арнбом, рожденная в Вене в 1968 году и обладающая большим опытом курирования выставок. Арнбом издала множество научных публикаций, основала, разработала и организовала ряд фестивалей, а также занималась музыкальной драматургией.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© ebs-pictures

В Театральном музее она тоже не новичок, так как ранее уже курировала здесь две выставки. В своих последних публикациях Арнбом много писала о виллах крупной буржуазии («Виллы Аусзеерланда», 2021), она также является автором книг «Свинг запрещен! Развлекательная музыка после 1933 года между сопротивлением, пропагандой и изгнанием» и «Тогда была Родина. Мир крупной еврейской буржуазии», художественным руководителем Детского музыкального фестиваля в Санкт-Гильгене и фестиваля «Хёлле-ам-Зее». В качестве научного руководителя Арнбом планирует открыть Театральный музей для новой аудитории.


Симфонический оркестр RSO и Венский университет музыки и исполнительского искусства (MdW): Марин Элсоп (Marin Alsop)


С сентября 2019 года Симфонический оркестр радио ORF (RSO) находится под управлением Марин Элсоп, ставшей первой женщиной на этом посту. Ранее Марин, родившаяся в 1956 году в Нью-Йорке, была первой женщиной, преподававшей дирижирование в уважаемом во всем мире Университете музыки и исполнительского искусства в Вене. Ее давно считают первопроходцем в области, в которой традиционно главенствуют мужчины. Послужной список Элсоп уже достаточно красноречив.

ВЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
© Theresa Wey

Блестящую карьеру ей помогла начать победа в конкурсе Леопольда Стоковски в Нью-Йорке, а одним из ее учителей и наставников был сам Леонард Бернстайн. Мало в мире осталось известных оркестров, с которыми не работала Марин Элсоп. Ее приглашали выступать с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром и цюрихским оркестром «Тонхалле». Высоко оценили ее дирижерские способности и Парижский оркестр, Мюнхенский филармонический оркестр и многие другие. Став музыкальным руководителем Балтиморского симфонического оркестра, Элсоп оказалась первой женщиной, занявшей эту должность в таком крупном американском оркестре.