ВЗАПЕРТИ, НО НЕ В ОБИДЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СОЗДАНИИ ХРАНИЛИЩ ДЛЯ ВИНА
Архитектура в своем развитии оперирует даже не десятилетиями, а более длительными периодами. Тем более такой консервативный сегмент, как строительство частных винных погребов. В нашей стране оно существует каких-то 30 лет – в сущности, мгновение в истории культуры хранения вина. Тем не менее, некоторые детали, появившиеся в последние годы, стоят того, чтобы их отметить.
КОГДА ПОГРЕБ НУЖЕН
Независимо от того, насколько хорошо вы разбираетесь в вине, однажды вас посетит мысль о том, что собрание ценных бутылок надо как-то хранить. И лучше делать это правильно, потому что некоторые из них вам особо дороги. Согласитесь, будет обидно, если ваши Louis Roederer Cristal, Ornellaia или Castelgiocondo некрасиво состарятся раньше времени из-за неподобающих условий хранения. И архитекторы отмечают, что появляется все больше «винных» людей, которые вино действительно любят и разбираются в нем почти профессионально.
Ушла просто мода – пришли ценители, которым важно не только подчеркнуть статус. Есть множество вариантов хранения коллекции, и погреб из них – самый солидный. Ежегодно только в Подмосковье строится в среднем около 150 профессионально оборудованных частных погребов.
Если речь идет о хранении камерной коллекции до 300 бутылок, стоит ограничиться винными шкафами с аккуратными фальшфасадами, неотличимыми от обычных шкафов. Рядом можно оборудовать место для дегустации. А вот среднестатистическая коллекция на 1-2 тыс. бутылок займет площадь в 15-20 м2, которую обычно определяют уже как «погреб», хотя это вовсе не обязательно подвальное помещение.
Эксперт Simple Cellars Дмитрий Лебедин делится: «Большие метражи сегодня редкость. Одним из последних заказов был погреб на 90 м2. И это только место хранения примерно на 10 тыс. бутылок, то есть для солидной коллекции. Обычно более 3 тыс. бутылок уже считается большим погребом». Однако, отмечает Дмитрий, сейчас чаще стали делать «погреба» в квартирах: 5-6 м на 500-700 бутылок. Эти мини-комнаты встраивают в интерьер, пытаясь использовать каждый квадратный сантиметр: они могут находиться в зоне столовой, в коридорной нише, под лестницей. И, в отличие от больших погребов, где есть простор для реализации любых идей и плюс-минус сотня бутылок несущественна, в случае с «малышами» приходится бороться за каждое бутылко-место.
ПОГРЕБ КАК ПОГРЕБ
На оборудование хранилища для «средней» коллекции придется потратить, в зависимости от проекта, от 2 млн до 10 млн рублей. Если погреб придется строить, а потом начинять климатическим оборудованием, то для начала потребуется от €40-100 тыс. Обычно в эту стоимость входит и создание начальной коллекции. Сумму же, которую придется потратить впоследствии, подсчитать заранее невозможно.
Например, семь лет назад из-за необходимости обновления коллекции, а также мер жесткой экономии Елисейский дворец продал 10%, то есть около 1200 бутылок из организованного в 1947 году винного погреба французского президента.
НЕОБХОДИМОЕ И ДОСТАТОЧНОЕ
Чтобы обеспечить вашим Chateau Cos d’Estournel, L’Ermita или Cote-Rotie Brune et Blonde de Guigal правильные условия хранения, необходимо соблюдать пять заповедей:
- Температура от 12 до 14°С
- Влажность от 60% до 70%
- Отсутствие ультрафиолетового излучения
- Никакой вибрации, даже низкочастотной
- Никаких посторонних запахов: есмотря на то, что сыр и вино прекрасно дополняют друг друга, хранить их в одном помещении не рекомендуется, так как пористая пробка прекрасно проводит запахи.
Большой ошибкой, с которой до сих пор сталкиваются строители погребов, является мнение, что для поддержания необходимой для вина атмосферы достаточно обычного бытового кондиционера. Специализированные системы, в отличие от них, держат не только низкую температуру, но и отслеживают уровень влажности. Климатическое оборудование, как правило, имеет внутренние и внешние блоки, хотя есть и такое, которое можно полностью разместить вне погреба.
Существуют также климатические двери. Это устройство может выручить в случае, если проект дома уже готов, или «внезапный» погреб планируется в уже существующем интерьере. Двери подходят для небольших помещений до 25 м3, то есть площадью примерно 10 м2. Удобство дверей в том, что им не нужны дополнительные коммуникации – только розетка на 220 V. Они решают вопрос охлаждения, охраны и влажности, но у них довольно индустриальный вид.
Упомянем еще одну интересную и практичную, но мало востребованную систему готовых винных погребов: это сборные камеры с размерами, которые имеют определенный шаг. В комплект поставки входят и климатическое оборудование, и стеллажные системы. Такой вариант обычно нравится заказчикам, у которых есть свободное помещение, например большая кладовая.
ДЕТАЛИ НОВОГО ДИЗАЙНА
Те, кто хранит большие запасы вина, в целом уже довольно давно не интересуются эстетикой сумрачных подвалов в кирпиче, с дубовыми бочками и т. д. Возможно, потому, что дешевле купить замок с таким погребом. Архитектор Арсений Борисенко, руководитель мастерской za bor, рассказывает: «За последние 20 лет интерьеры винных комнат и погребов, с которыми мы сталкивались, становились все менее темными и более технически оснащенными. Обычно винный погреб или комната для хранения вина выполняется в том же стиле, что и дом. Например, у нас винные погреба выполнены в тех же материалах, что и отделка дома: темное дерево, полупрозрачный искусственный камень, который использован для организации неяркой подсветки, стекло, зеркала».
Заказчик стал изобретателен, констатирует Дмитрий Лебедин из Simple Cellars: «Раньше нам приходилось изобретать, а сейчас приходишь на объект, а там уже какая-то идея. Мы ее адаптируем, но не с «нуля» начинаем. Из недавнего: в подвале в зоне отдыха с кинотеатром, спортзалом и барной стойкой была обыграна как погреб эркерная стена – мы дорабатывали предложенную историю».
Из новшеств в дизайне эксперты также называют большие объемы встроенного освещения. Если раньше в погребах был, как правило, потолочный свет, то сейчас почти в каждом проекте подсвечивается каждая полка. Да и сами проекты меняются: в них стали преобладать видимые глазу зоны со стеклянными перегородками или фасадами, позволяющими усилить освещение. Погреб становится самостоятельным помещением, где можно уединиться в процессе выбора бутылки. Отметим, что речь идет о светодиодном освещении, безопасном для вина.
В цветовых решениях какой-то моды нет: архитекторы по-прежнему рекомендуют полки из ценных пород дерева, оттенок которых можно подобрать практически любой. Поклонники темных цветов венге или выбеленного дуба были всегда. Вместе с тем появились проекты с выраженным симбиозом дерева и металла, когда в деревянный массив встраиваются поверхности из нержавеющей стали. Этот тренд перешел в хранение вина из общего дизайна.
Декоративные элементы в погребах раньше чаще были коваными, то есть из черного металла с патинированием, но они перегружают малые помещения. Поэтому сейчас все больше сторонников завоевывает декор из нержавеющей стали, который опять-таки усиливает освещение.